Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Два счетчика по «Дружбе»

Два счетчика по «Дружбе»

Украина повышает для Восточной Европы тариф на транзит российской нефти

Украина второй раз с начала года, на этот раз сразу вдвое, хочет повысить стоимость транзита российской нефти, которая идет по ее территории по нефтепроводу «Дружба» в направлении Словакии, Венгрии и Чехии. Даже несмотря на рост затрат, сырье из РФ остается более выгодным для потребителей Восточной Европы, чем альтернативные закупки внутри Евросоюза, полагают эксперты.

Украинский трубопроводный оператор «Укртранснафта» намерен с 1 апреля увеличить тариф на транзит российской нефти по магистральному нефтепроводу «Дружба» по территории Украины, сообщило агентство Argus со ссылкой на участников рынка. Эти данные подтверждают источники “Ъ”, отмечая, что речь идет о повышении ставки вдвое, до €27,2 за тонну. Рост тарифа в Киеве объясняют затратами на восстановление нефтетранспортной инфраструктуры, разрушаемой в ходе военных действий.

На данный момент окончательного решения по этому вопросу нет, продолжаются переговоры.

В «Транснефти», которая традиционно производит оплату за прокачку нефти, поступающей на экспорт из РФ по «Дружбе», “Ъ” сообщили, что компании известно о намерении Украины изменить тарифы, но о каких параметрах повышения идет речь и с какого момента тариф планируется поднять, там не знают. Этот вопрос, поясняют источники “Ъ”, украинская сторона должна согласовать прежде всего с получателями — Венгрией и Словакией.

По данным Argus, график поставок по южной ветке «Дружбы» во втором квартале предусматривает увеличение отгрузок нефти почти на 30%, до 321 тыс. баррелей в сутки (около 4 млн тонн за три месяца). Глава «Транснефти» Николай Токарев подтверждал, что по итогам года поставки по этому направлению ожидаются на прошлогоднем уровне в 12 млн тонн.

Если повышение транзитной ставки будет одобрено, оно станет уже вторым с начала года.

Ранее тариф вырос на 18,3%, до €13,6 за тонну. В прошлом году Украина также добилась повышения стоимости прокачки с 1 апреля. Тогда индексация составила почти 28% (до €11,50 за тонну). Источники “Ъ” связывают попытку Киева повысить ставку с политической обстановкой вокруг Венгрии, которая не намерена отказываться от покупки российской нефти. Ранее тариф для страны повышался и по другому сырьевому маршруту — нефтепроводу Adria мощностью 11,5 млн тонн нефти, который соединяет порт Омишаль в Хорватии с венгерскими нефтеперерабатывающими мощностями.

При этом, по словам источников “Ъ”, обсуждался вариант перевода расчетов за транзит напрямую на страны-получатели, чтобы исключить из финансовой схемы «Транснефть». Этот вопрос возник после того, как из-за сложностей с расчетами с Россией на фоне введения санкций прокачка по южному коридору «Дружбы» в августе прошлого года останавливалась почти на неделю. Тогда Венгрии, Словакии и Чехии пришлось самим договариваться с Украиной о переводе средств за транзит.

Но, отмечают собеседники “Ъ”, прямой вариант оплаты до сих пор не утвержден и, может быть, так и не будет никогда согласован.

Помимо увеличения отгрузки по южной ветке «Дружбы» с 1 апреля, по данным источников “Ъ”, могут быть увеличены поставки российской нефти и по северному направлению этого трубопровода за счет возобновления прокачки в направлении Польши. У национального концерна PKN Orlen действует контракт с «Татнефтью» на 200 тыс. тонн в месяц, но в конце февраля «Транснефть» остановила прокачку российской нефти на польские НПЗ, так как эти отгрузки были исключены из утвержденного Минэнерго экспортного графика. Помимо этого, транспортная компания не получила маршрутных поручений от «Татнефти». Источники “Ъ”, знакомые с ситуацией, утверждают, что на апрель PKN Orlen подал заявку на предусмотренные контрактом объемы и они могут быть включены в планы по прокачке на второй квартал. Представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил “Ъ”, что пока компания не получала ни утвержденного министерством графика, ни маршрутных поручений от грузоотправителя. В Минэнерго ситуацию не комментируют.

Эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков не считает возможное повышение тарифа на транзит, предложенное Украиной, критичным для потребителей. По его мнению, в большей степени намерение Киева вызвано не политическими причинами, а потребностью в дополнительных средствах. Он напоминает, что повышение тарифа полностью ляжет на покупателей, так как стоимость прокачки закладывается в цену нефти. То есть несмотря на то что формально транзит оплачивает «Транснефть», но эти деньги компании компенсирует грузоотправитель, который, в свою очередь, получает их от потребителей. Господин Юшков считает, что даже после подорожания трубопроводный маршрут из России останется выгодным для Венгрии, Словакии и Чехии, так как альтернативные варианты поставок требуют существенных вложений в развитие инфраструктуры.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 25.03.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики