Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как участие в энергетических проектах на Сахалине сдерживает Японию от оголтелых санкций

Как участие в энергетических проектах на Сахалине сдерживает Японию от оголтелых санкций

Японские компании продолжат работать в энергетических проектах на Сахалине, поскольку они важны с точки зрения обеспечения энергетической безопасности страны. Об этом заявил премьер-министр Японии Фумио Кисида, выступая на заседании верхней палаты парламента.

В результате, Япония стала единственной страной G7, которая официально поддержала все санкции против экспорта энергоресурсов из России, но при этом сохранила нефтегазовый бизнес в России и продолжит импортировать углеводороды из нашей страны.

Речь не идет о нарушениях санкционного режима. Японские компании участвуют в двух добывающих углеводороды проектах на шельфе Охотского моря. Первый, "Сахалин-1" по добычи нефти. Второй, "Сахалин-2" по добыче нефти и газа, а также производству сжиженного природного газа (СПГ).

Японский импорт нефти с проекта "Сахалин-1" был изначально выведен из-под действия потолка цен на российскую нефть, который вступил в силу 5 декабря прошлого года. К официальному эмбарго на импорт нефти из нашей страны Япония никогда не присоединялась. Получаемую с проекта нефть Япония может перерабатывать сама или перепродавать другим странам, по свему желанию.

Против российского газового экспорта никаких санкций не принималось. Был запрет на поставку в Россию оборудования для производства СПГ, но проект "Сахалин-2" уже работает. Единственное на что могут повлиять эти санкции, так это на планы по запуску третий линии завода по сжижению газа. Но конкретных дат расширения мощностей завода не было названо, поэтому это влияние только теоретическое.

Здесь также можно вспомнить и об импорте Японией российского угля. Заявления о прекращении его закупок в нашей стране звучали только от лица компаний. На уровне японского правительства разговор шел только о снижении зависимости от импорта из России. Касида заявил, что Япония сократила импорт нефти из России на 90%, а угля - на 60%. Но если смотреть по месяцам, то можно увидеть скорее неравномерность объемов импорта, а не тренд на снижение. Например, импорт российской нефти вырос в декабре 2022 года, а перебои с поставками в середине прошлого года были связаны с почти полной остановкой добычи на сахалинских проектах из-за ухода западных компаний.

По факту получилось так, что если европейские и американские компании почти стопроцентно вышли из нефтегазовых проектов в России, уже объявив о миллиардных убытках из-за этого, то японские компании полностью сохранили свое присутствие в нашей стране. Более того, Япония добилась исключений действия западных санкций на нефть, добываемую в этих проектах.

К официальному эмбарго на импорт нефти из России Япония не присоединялась

Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, Япония пытается лавировать между участием в санкционной политике под патронажем США и обеспечением собственных национальных интересов. Участие в сахалинских проектах для них представляет двойной интерес - доступ к ресурсам, наиболее близко расположенным к самой Японии плюс они понимают, что их уход может усилить позиции Китая в этом регионе. То есть, Токио останется в двойном проигрыше. Альтернативные поставки углеводородов в Японию возможны, но это опять же влечёт двойной проигрыш. Они обойдутся дороже плюс потеря активов в России.

Что касается нашей страны, то такое поведение Японии, конечно, нам выгодно, считает Гривач. Это сдерживает Японию от оголтелых санкций. Плюс это создает некоторые возможности для дипломатических действий манёвров, как в отношениях с недружественной коалицией, так и с дружественными странами, поясняет эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 27.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики