Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Провал эмбарго: российский экспорт дизеля показывает семилетние рекорды

Провал эмбарго: российский экспорт дизеля показывает семилетние рекорды

Российский экспорт дизеля показал в марте лучший результат с 2016 года. Полученные агентством Vortexa цифры говорят о провале второго европейского эмбарго и потолка цен G7, подтвердил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Россия обновила экспортные рекорды

«Европейские эмбарго не привели к уменьшению экспорта российских нефти и нефтепродуктов. Москва не только не просела по цифрам, но даже увеличила реальные объемы поставок», — заключает Юшков.

Главные санкционные риски не оправдались: Россия нашла рынки сбыта и сохранила позиции в международной торговле нефтью.

«Однако это часть трудностей: перед Москвой стоит задача увеличения прибыльности экспорта нефти и нефтепродуктов, которая заметно снизилась из-за проблем с логистикой и западными санкциями и эмбарго», — резюмирует Юшков.

Потолок цен G7 отсек от российского экспорта часть танкеров, которые раньше перевозили сырье. Москва частично компенсировала эти потери за счет покупки судов и использования так называемого теневого флота.

«Проблема в том, что чем больше танкеров доступно, тем меньше конечная стоимость перевозки. Сегодня баланса нет, на что наслаиваются проблемы, связанные со скидкой, которую получают азиатские покупатели», — констатирует Юшков.

Агентство Bloomberg сообщило о новых данных аналитической компании Vortexa, согласно которым российский экспорт дизеля за первые 19 дней марта 2023 года находится на отметке в 1,5 млн баррелей в сутки, т. е. на максимуме с 2016 года.

Главным покупателем российского топлива Vortexa назвала Турцию, которая активно зарабатывает на его перепродаже в Европу, а также Марокко, Тунис, Бразилию и Саудовскую Аравию.

Можно сделать однозначный вывод: второе европейское эмбарго, введенное 5 февраля 2023 года на российские нефтепродукты, результата не принесло. Стоимость дизеля и мазута из РФ просела еще весной 2022 года до принятия шестого санкционного пакета ЕС, а усложнившаяся логистика не стала препятствием для поставок.

Перестройка продолжается

Западные санкции и европейское эмбарго не привели к снижению объемов российского экспорта, однако доходы страны упали.

«Работа российского правительства сегодня направлена на снижение скидки и увеличение маржинальности поставок, чтобы федеральный бюджет больше зарабатывал с каждого поставленного на внешний рынок барреля нефти и нефтепродуктов. Необходимо находить новых покупателей, чтобы они начали конкурировать между собой за каждый российский танкер», — заключает Юшков.

Перестройка нефтяного экспорта затянется в РФ как минимум до конца 2023 года, а может быть, и на весь следующий год.

«Когда этот процесс завершится, неизвестно, но в целом он носит перманентный характер. Новых покупателей на российскую нефть нужно искать всегда, чтобы ни у одного крупного игрока не было возможностей давить по цене», — резюмирует Юшков.

Африка нам поможет

«Россия экспортирует в основном мазут и дизель — бензин, авиакеросин и различные масла играют меньшую роль в российских продажах. Мазут Москва пристроила в Азии и на Ближнем Востоке, где игроки покупают российское топливо, а свою переработку реализуют на западном рынке, потому что европейское эмбарго и потолок цен G7 на такие поставки не распространяются», — констатирует Юшков.

Больше всех здесь зарабатывает Индия, которая, с одной стороны, увеличила объемы импорта нефти у России, а с другой — повысила экспорт нефтепродуктов в Европу. Индийские компании покупают дешевое сырье, а полученное из него топливо продают дороже.

Российские поставщики, как и европейские потребители, страдают от такой схемы, но у Москвы существует пространство для маневра. Нефть и нефтепродукты нужны всем, поэтому покупатели на российской сырье всегда найдутся.

«Дизельное топливо Россия поставляет сегодня в Индию, Китай, Турцию, Юго-Восточную Африку и Азию. На африканцев Москва делает серьезную ставку, потому что даже в тех государствах континента, где присутствует своя добыча, существуют большие проблемы с переработкой. Москва готова предоставить африканцам готовые нефтепродукты и решить их проблемы с топливом», — заключает Юшков.

Москва постепенно стабилизирует как нефтяной экспорт, так и связанную с ним доходную часть бюджета, в этом нет сомнений. В принципе это уже произошло, потому что Западу не удалось выключить российские поставки из международной торговли.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.03.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики