Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина думку думает: Что будет с самостийной трубой и бюджетом, когда Россия поставки газа остановит

Украина думку думает: Что будет с самостийной трубой и бюджетом, когда Россия поставки газа остановит

Как в новых условиях Россия поставляет топливо в Европу, и как долго это будет продолжаться?

Как говорится в заявлении компании, «Газпром» получил подтверждение от украинской стороны на прокачку транзитом через Украину в Европу 37,4 млн куб. м через газоизмерительную станцию (ГИС) «Суджа» на 1 апреля, что на 11,5% меньше, чем днем ранее.

«Газпром» осуществляет подачу российского газа для транзита через территорию Украины в объеме, подтвержденном украинской стороной через ГИС «Суджа», — 37,4 млн куб. м на 1 апреля", — говорится в сообщении «Газпрома». Накануне объем прокачки составлял 41,7 млн куб. м.
Стоит отметить, что транзит российского газа через Украину продолжает расти с января этого года. Так, 1 февраля объем прокачки через ГИС «Суджа» составил 29,4 млн куб. м по сравнению с 24,5 млн куб. м 31 января. 15 февраля «Газпром» сообщил, что через ГИС «Суджа» было подано уже 35,3 млн куб. м, что на 14,6% больше, чем за день до этого.

При этом, данная ветка остается одним из двух действующих маршрутов поставок российского газа в страны Западной и Центральной Европы. Вторая ветка транзита через Украину остановлена Киевом в мае прошлого года из-за потери контроля над ГИС «Сохрановка» в ЛНР. По словам главы «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона, Украина не будет возобновлять прокачку газа через станцию «Сохрановка», пока не получит контроль над своей газотранспортной системой. 

Кроме того, в прошлом году Польша прекратила прокачку газа по проходящему по ее территории газопроводу «Ямал — Европа». Поставки газа по «Северному потоку» с лета прошлого года снижались из-за нежелания Канады возвращать турбины из ремонта, а в конце августа «Газпром» объявил о полном прекращении поставок по этому направлению. В конце сентября диверсанты взорвали в Балтийском море трубы «Северного потока» и так и не запущенного «Северного потока-2».

Остается еще «Турецкий поток», через который газ идет не только в Турцию, но и в Южную Европу. И все. С полным прекращением украинского транзита эта ветка станет единственным маршрутом поставок российского газа в Европу. Напомним. Подписанный в конце 2019-го года контракт с Украиной действует до конца 2024-го. Москва ранее не раз высказывала скепсис относительно его продления несмотря на то, что Киев напротив — хочет его продлить с увеличением объема поставок.

Но все это было до СВО. Когда еще были «Северные потоки», и была надежда полностью заместить ими прокачиваемый через Украину объем. Сегодня их нет, выбор невелик. С другой стороны, продолжать транзит газа через территорию террористического государства, которое оккупирует часть нашей территории — по меньшей мере, странно.

К тому же, с началом СВО Европа начала отказываться от российского газа, Москва постепенно переориентирует потоки на Азию, так что не только в дополнительных, но и в нынешних объемах может не оказаться надобности.

Тем не менее, мы видим тенденцию к увеличению прокачки через Украину. Чем это вызвано? И чем вызвано падение? Насколько оно серьезно?

— Вообще-то, это довольно обычная флуктуация для украинского транзита, — уверяет заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

— Как правило, это обусловлено заявками клиентов по действующим контрактам.

«СП»: Но мы видели в последнее время увеличение транзита. Как это понимать? Зима была теплой, да и кончилась она…

— Отопительный сезон еще не закончился, и в более холодные или менее ветряные дни требуется больше газа. Кроме того, заявки потребителей определяются не только погодными факторами, но и массой других условий. Например, забастовка может снизить прием СПГ, как это происходило во Франции в течение марта, или технические работы ограничат перетоки газа.

«СП»: Это действительно единственный оставшийся маршрут?

— Если мы говорим о поставках в Европу по трубопроводам, то они также осуществляются через «Турецкий поток».

«СП»: В какие страны поставляется газ по этому маршруту?

— Словакия, Австрия, Италия, а также Молдавия. Основные объемы, судя по всему, идут в Австрию, так как там исторически находится газораспределительный хаб в этой части Европы.

«СП»: А «Турецкий поток»?

— По «Турецкому потоку» газ поставляется в Турцию, Болгарию, Грецию, Сербию и Венгрию. Болгары, отказавшиеся перейти на схему оплаты в рублях покупают его через посредников из соседних стран.

«СП»: Каковы перспективы дальнейшего транзита в Европу? Будет ли он уменьшаться? Есть ли надежды на запуск через Сохрановку? И вообще есть ли перспектива у украинского транзита? Запустят ли когда-нибудь по «Ямал-Европу»? А можно ли рассуждать о восстановлении «Северных потоков»?

— Здесь сложно строить прогнозы. Пока газ идет транзитом в объеме около 40 млн в сутки. И каких-то сигналов о радикальном изменении ситуации сейчас нет.

В настоящее время говорить о запуске газопровода «Ямал-Европа» не представляется возможным. «Северные потоки» технически можно восстановить, но для того, чтобы это делать, должны быть гарантии их использования. Пока их нет.

«СП»: В последнее время поставки сильно колебались. С чем это связано?

— Колебания спроса зависят от разных факторов: от погоды, цены, потребностей в данный момент и т. п. в Евросоюзе обвалился спрос (примерно на 60 млрд куб. м в 2022 году), и восстановления не наблюдается, - продолжает тему заместитель генерального директора Института Национальной энергетики Александр Фролов.

— В начале года российский газ обходился существенно дороже, чем голубое топливо, купленное через биржу. Поэтому в тот период заявки находились на таком низком уровне. Если вернуться в текущий период, то он является периодом сезонного низкого спроса, что усугубляет показатели и без того просевшего потребления.
Впрочем, текущее падение сменится ростом. Колебания — это норма.

«СП»: Можно ли говорить о том, что Европе может в какой-то момент резко потребоваться больше газа?
— Да. Но здесь важно уточнить: какой именно стране Европы. В некоторые из них мы сейчас не можем поставлять голубое топливо, а в некоторые и вовсе никогда не осуществлялась прокачка по трубопроводам. То есть спрос может вырасти, но на тех направлениях, к которым мы не имеем отношения.

«СП»: Сможем ли мы при таком раскладе увеличить объемы прокачки? Есть ли перспективы открытия «Сохрановки»? И есть ли вообще будущее у украинского транзита? Будет ли продлен договор?
— Переговоры о транзите в текущих условиях будут экстравагантным зрелищем.Направление, которое идёт через ГИС «Сохрановка» с мая прошлого года блокирует украинская сторона.

А по поводу возможности увеличить прокачку — потенциал ГИС «Суджа» составляет около 75 млн куб. м в сутки. И турецкое направление мы используем не в полной мере. Вопрос лишь в потребностях покупателей. И в объёмах, которые им доступны с других направлений.

«СП»: А сможем ли запустить «Ямал-Европу», восстановить «Северные потоки»? Или более перспективно увеличивать мощность «Турецкого потока»?
— Если польская сторона будет готова прокачивать наш газ бесплатно, то можем. А так — нет. «Газпром» из-за встречных санкций не имеет права оплачивать услуги оператора польской газотранспортной сети. «Северные потоки» не будут восстанавливать без гарантии поставок.
В текущих условиях более перспективно строить СПГ-заводы и развивать собственное судостроение.

«СП»: Можно ли говорить о том, что для России приоритетным направлением становится Азия? Чисто теоретически, возможно ли возобновление торговли с Европой в прежнем объеме?
— Вопрос о возобновлении торговли с Европой стоит задавать Европе. Наше руководство, насколько мне известно, не против.
Азиатское направление развивалось бы в любом случае. Это крупный и растущий рынок. Вопрос только в том, какие направления поставок в Азию мы сможем освоить. Наиболее интересен вариант строительства газопроводов в Китай и проработка своповых поставок в Индию с Ираном.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 02.04.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики