Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минэнерго ускорит газификацию Сибири и Дальнего Востока

Минэнерго ускорит газификацию Сибири и Дальнего Востока

По итогам 2022 года средний по стране уровень газификации достиг лишь 73%

Минэнерго и «Газпром» скорректируют Восточную газовую программу для ускорения газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока. Об этом заявил 15 марта министр энергетики РФ Николай Шульгинов в Госдуме. Министр отметил, что корректировка программы ведется «для консолидации ресурсной базы добычных проектов и создания единой системы транспортировки, переработки и реализации газа». «Цель – ускорение газификации регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока независимо от внешней конъюнктуры», – сказал Шульгинов. И добавил, что создание инфраструктуры для газификации Красноярского края, Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии является «важнейшей задачей».

Восточная газовая программа («Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР») утверждена в сентябре 2007 г. приказом Минпромторга России. Работу по ее реализации курирует «Газпром».

Программа предусматривает создание нескольких центров газодобычи – Якутского, Иркутского, Красноярского, Сахалинского и Камчатского. Сахалинский и Камчатский центры, по данным «Газпрома», уже созданы. Базовым для формирования Иркутского центра газодобычи является крупнейшее на Востоке России Ковыктинское месторождение (запасы – 1,8 трлн куб. м), а Якутского центра – Чаяндинское (запасы – 1,2 трлн куб. м газа). Оба месторождения являются ресурсной базой экспортного проекта «Сила Сибири» по поставкам газа в Китай.

5 трлн куб. м

превышают запасы газа промышленных категорий (А + В + С1 + С2) на лицензионных участках «Газпрома» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Суммарные ресурсы газа, по данным компании, на сухопутных участках востока России составляют 52,4 трлн куб. м, на шельфе – 14,9 трлн куб. м.

Одновременно с развитием газодобычи программа предусматривает развитие газотранспортных мощностей. В ее рамках «Газпром» построил газотранспортную систему (ГТС) «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и запустил экспортный газопровод «Сила Сибири». В перспективе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» и «Сила Сибири» могут быть соединены в районе Хабаровска. Создаваемую на востоке систему транспортировки газа предполагается также объединить с Единой системой газоснабжения России.

Председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер в августе 2022 г. заявлял, что компания намерена выполнить задачу по соединению газотранспортной системы в европейской части страны с ГТС на востоке. В октябре Миллер отчитывался, что «Газпром» уже приступил к строительству необходимого для этого газопровода-перемычки.

Эксперты считают, что газификация Восточной Сибири и Дальнего Востока «будет так или иначе» увязана с экспортными проектами «Газпрома», особенно с проектом «Сила Сибири – 2». Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что разработка Чаяндинского и Ковыктинского месторождений в рамках проекта «Сила Сибири» уже обеспечивает трубопроводным газом регионы, по которым идет этот газопровод. Проект «Сила Сибири – 2», по его словам, позволит перенаправить в Китай выпадающие из-за санкций экспортные объемы газа, ранее поставляемые в ЕС, газифицировать регионы вдоль газопровода и соединить европейскую и дальневосточную части ГТС. Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин также считает, что «Сила Сибири – 2» открывает «широкие возможности» по газификации регионов.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напоминает, что ресурсной базой «Силы Сибири – 2» должны стать месторождения Западной Сибири (Ямала и Надым-Пур-Тазовского района ЯНАО), которые уже разрабатываются. Поэтому никаких проблем с ресурсной базой для газификации регионов, по мнению аналитиков, быть не должно. По мнению Кауфмана, в будущем ресурсной базой для газификации также могут стать месторождения Красноярского центра газодобычи.

Эксперты отмечают, что «Газпром», вероятно, будет использовать как трубопроводный, так и сжиженный (СПГ) газ для снабжения топливом регионов Сибири и Дальнего Востока. Юшков предполагает, что газопроводы будут строиться «до относительно крупных населенных пунктов», для газификации малонаселенных районов можно строить малотоннажные или среднетоннажные СПГ-заводы. В начале марта 2023 г. на Красноярском экономическом форуме «Газпром» представил проект строительства завода по производству СПГ на территории Красноярского края мощностью 2 млн т в год для газификации региона. Капзатраты на добычу газа и строительство завода оцениваются в 181,6 млрд руб. («Ведомости» писали об этом 2 марта).

Проблемы газификации

По итогам 2022 г., заявил Шульгинов, средний по стране уровень газификации достиг 73% (по итогам 2021 г. – 72%. – «Ведомости»). «К концу 2025 г. фактически в 35 регионах Российской Федерации будет достигнута 100-процентная технически возможная газификация. А к 2030 г. такой результат мы достигнем в целом по стране», – пообещал Миллер президенту Владимиру Путину на совещании, посвященном Дню работников нефтяной и газовой промышленности, в сентябре 2021 г.

Эту же цель ставил перед «Газпромом» Дмитрий Медведев, будучи первым вице-премьером РФ и председателем совета директоров «Газпрома». «Уровень газификации страны оставляет желать лучшего, несмотря на то что Россия является крупнейшей газовой державой. Такое положение дел, конечно, нужно менять», – говорил он еще в 2005 г. В тот же год компания инициировала масштабную программу газификации страны, а правительство – принятие закона об экспорте газа.

Введение монополии на поставки газа за рубеж призвано было обеспечить финансирование программы газификации, получившей статус национального проекта. По замыслу властей, строительство разветвленной системы газоснабжения в российских регионах должно было осуществляться «Газпромом» за счет экспортной премии, рассчитываемой как разница в нетбэках (это цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя) поставок на внешний и внутренний рынки за вычетом экспортной пошлины и НДПИ.

Уровень газификации активно рос только в начале и середине 2000-х гг., фактически до введения экспортной монополии, рассказывал ранее «Ведомостям» гендиректор ЗАО «ИнфоТЭК-Терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев: «В 2001–2007 гг. средний уровень газификации в стране вырос более чем на 10% – с 51,7 до 62% соответственно».

После введения экспортной монополии в 2006 г. темпы газификации страны сократились вдвое (с 1,5 до 0,7%), хотя инвестиции в развитие газотранспортной системы возросли в 7 раз (403,73 млрд руб. за 2008–2020 гг.), а объем внутреннего потребления газа населением и коммунально-бытовым хозяйством практически не изменился (85-89 млрд куб. м в год), следует из отчетности «Газпрома».

Все эти годы компания активно завоевывала внешние рынки. С середины 2000-х «Газпром» потратил на развитие экспортной инфраструктуры более $140 млрд, запустив пять крупнейших трубопроводных проектов общей мощностью порядка 195 млрд куб. м газа в год («Северный поток – 1», «Северный поток – 2», «Голубой поток», «Турецкий поток» и «Сила Сибири») и выкупив долю в единственном на тот момент в России СПГ-проекте «Сахалин-2».

Но в 2022 г. из-за политики ЕС по сокращению потребления российского газа, а также диверсии на «Северных потоках» экспорт «Газпрома» начал сокращаться. По итогам 2022 г. трубопроводные поставки компании в дальнее зарубежье снизились в 1,8 раза до 100,9 млрд куб. м газа. Поставки «Газпрома» в Европу (включая Турцию), по расчетам «Ведомостей», составили 85,4 млрд куб. м, что вдвое ниже, чем в 2021 г.

«Ведомости» направили запросы в Минэнерго и «Газпром».

Автор: Василий Милькин

Источник: Ведомости, 16.03.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики