Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Shell разрешили вернуть 95 млрд рублей за долю в «Сахалине-2»?

Почему Shell разрешили вернуть 95 млрд рублей за долю в «Сахалине-2»?

По информации «Коммерсанта», было получено согласие президента на перечисление суммы на зарубежный счет Shell, хотя обычно подобные переводы делаются на счет типа С и блокируются до особого разрешения правительства. Почему для Shell условия оказались другими?

«Новатэк» получил согласие Владимира Путина на то, чтобы Shell вернула себе сумму почти в 95 млрд рублей за свою долю в проекте «Сахалин-2», пишет «Коммерсантъ». Таким образом, компания сможет вывести эти деньги из России.

Ранее российские власти планировали провести аудит «Сахалина-2». Shell подозревали в нанесении ущерба проекту, пишет издание. Поэтому сумму выплаты за долю компании планировали уменьшить. В «Новатэке» считают, что выявленные недостатки можно покрыть за счет части дивидендов Shell от участия в «Сахалине-2» за 2021 год. Компания оценивала общую сумму дивидендов, оставшихся невыплаченными, в 1 млрд долларов.
Нефтегазовый проект «Сахалин-2» реализуется с 1994 года. Первоначально акционерами проекта выступали «Газпром», японские Mitsui и Mitsubishi, а также Shell. В 2022 году оператором проекта вместо зарегистрированной на Бермудах Sakhalin Energy стало российское ООО «Сахалинская энергия». Российские власти предложили иностранным акционерам подать заявку на получение доли в ООО. Shell с долей в проекте 27,5% отказалась участвовать в схеме.
По мнению гендиректора Фонда нацэнергобезопасности Константина Симонова, российское правительство более лояльно относится к иностранным инвесторам, чем иностранные правительства к российским. Поэтому Shell предложили такие условия. Кроме того, Симонов считает, что в условиях нарастающих санкций хорошие отношения с этой компанией могут помочь России продавать газ:

«Shell, как известно, очень крупный игрок на рынке СПГ. У него огромные объемы контрактов в портфеле. И НОВАТЭК тоже немаленький игрок. В этом плане какие-то договоренности здесь тоже возможны с точки зрения распределения потоков. Плюс сейчас активно обсуждается тема возможного запрета со стороны Европы на поставки российского СПГ. И тут тоже для НОВАТЭКа вполне разумно установить разумные отношения с Shell как с крупнейшим оператором рынка СПГ. Потому что сейчас есть возможность подготовиться к введению этого эмбарго. Shell как оператор с точки зрения переупаковывания СПГ из портфеля в портфель может пригодиться».

Сейчас, согласно указу президента, деньги за долю в проекте можно направить только на счет типа «С», где они останутся заблокированными до особого разрешения правительства. «Новатэк» предложил перечислить средства на зарубежный счет Shell. По данным «Коммерсанта», Владимир Путин согласился с этим.
Стоимость доли Шелл в «Сахалине-2» в 94,8 млрд рублей Business FM попросила оценить независимого аналитика Дмитрия Лютягина:

«Если брать по стоимости актива, который обозначается именно в рублевом эквиваленте, то я считаю, что в сегодняшних условиях цена в принципе адекватная. Более того, она находится в некотором дисконете рыночной ситуации. Поясню это с той точки зрения, что актив «Сахалин-2» является прибыльным проектом достаточно перспективным. Поэтому с точки зрения оценки здесь можно сказать, что оценка рыночная или даже находится с определенным дисконтом».

Потенциальный компромисс с Shell выглядят нетипично на фоне дел России с другими западными корпорациями. Так, другой топливный гигант, Exxon Mobil, остановил свое участие в проекте «Сахалин-1» после начала СВО. Позже, как и в случае с «Сахалином-2», был создан новый оператор проекта. «Дочку» Exxon Mobil из него исключили. Контроль над оператором вместо Exxon Mobil получила «Роснефть». Информация о выплате американской корпорации за ее долю не было.

Пока представитель Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать данные «Коммерсанта» о том, что «Новатэк» получил согласие Путина о перечислении Shell сумму за ее долю в проекте «Сахалин-2». В Shell также отказались от комментариев.

Источник: BFM.RU, 04.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики