Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Ъ»: долю Shell в проекте «Сахалин-2» хочет выкупить «Новатэк» за 95 млрд рублей

«Ъ»: долю Shell в проекте «Сахалин-2» хочет выкупить «Новатэк» за 95 млрд рублей

Shell оценивала общую сумму невыплаченных дивидендов от Sakhalin Energy в 1 млрд долларов. «Новатэк» предложил перечислить средства на зарубежный счет Shell, а не на счет типа С, как это предлагает указ президента, и Путин согласился

«Новатэк» получил согласие Владимира Путина на то, чтобы Shell вернула себе сумму почти в 95 млрд рублей за свою долю в проекте «Сахалин-2», пишет «Коммерсантъ». Таким образом, компания сможет вывести эти деньги из России.

Ранее российские власти планировали провести аудит «Сахалина-2», так как Shell подозревали в нанесении ущерба проекту, поэтому сумму выплаты за долю компании планировали уменьшить. В «Новатэке» считают, что выявленные недостатки можно покрыть за счет части дивидендов Shell от участия в «Сахалине-2» за 2021 год. Компания оценивала общую сумму дивидендов, оставшихся невыплаченными, в 1 млрд долларов.

Нефтегазовый проект «Сахалин-2» реализуется с 1994 года. Первоначально акционерами проекта выступали «Газпром», японские Mitsui и Mitsubishi, а также Shell. В 2022 году оператором проекта вместо зарегистрированной на Бермудах Sakhalin Energy стало российское ООО «Сахалинская энергия». Российские власти предложили иностранным акционерам подать заявку на получение доли в ООО. Shell с долей в проекте 27,5% отказалась участвовать в схеме.

По мнению гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, российское правительство более лояльно относится к иностранным инвесторам, чем иностранные правительства — к российским. Поэтому Shell предложили такие условия. Кроме того, Симонов считает, что в условиях нарастающих санкций хорошие отношения с этой компанией могут помочь России продавать газ:

«Shell, как известно, очень крупный игрок на рынке СПГ, у нее огромные объемы контрактов в портфеле, и «Новатэк» тоже не маленький игрок. И в этом плане какие-то договоренности здесь тоже возможны с точки зрения распределения потоков. Плюс активно обсуждается тема возможного запрета со стороны Европы на поставки российского СПГ. И вот тут тоже для «Новатэка» вполне разумно установить какие-то отношения с Shell как с крупнейшим оператором вообще рынка СПГ, с точки зрения продавца из портфеля этого газа. Потому что сейчас есть возможность подготовиться к введению этого эмбарго. На самом деле, если введут эмбарго, Shell как оператор с точки зрения переупаковывания СПГ из портфеля в портфель вполне может пригодиться».

Сейчас, согласно указу президента, деньги за долю в проекте можно направить только на счет типа С, где они останутся заблокированными до особого разрешения правительства. «Новатэк» предложил перечислить средства на зарубежный счет Shell. По данным «Коммерсанта», Владимир Путин согласился с предложением.

Стоимость доли Shell в «Сахалине-2» в 94,8 млрд рублей попросили оценить независимого аналитика Дмитрия Лютягина:

«Если брать по стоимости актива в рублевом эквиваленте, я считаю, что в сегодняшних условиях это, в принципе, адекватно, даже более того скажу, находится в некоем дисконте к рыночной ситуации. Актив «Сахалин-2» является прибыльным и достаточно перспективным с точки зрения развитой инфраструктуры проектом. И самое главное — контракты, которые имеются у «Сахалина-2» в отношении тех потребителей, которые покупают российское топливо, в частности СПГ, с этого проекта».

Потенциальный компромисс с Shell выглядят нетипично на фоне отношений России с другими западными корпорациями. Так, другой топливный гигант, Exxon Mobil, остановил свое участие в проекте «Сахалин-1» после начала СВО. Позже, как и в случае с «Сахалином-2», был создан новый оператор проекта, а «дочку» Exxon Mobil из него исключили. Контроль над оператором вместо Exxon Mobil получила «Роснефть». Информации о выплате американской корпорации за ее долю не было.

Пока представитель Кремля Дмитрий Песков отказался комментировать данные о том, что «Новатэк» получил согласие Путина на то, чтобы перечислить Shell сумму за ее долю в проекте «Сахалин-2». В Shell также отказались от комментариев.

Источник: BFM.RU, 04.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики