Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Приятная неожиданность. Почему ОПЕК+ решил вдруг сократить добычу нефти?

Приятная неожиданность. Почему ОПЕК+ решил вдруг сократить добычу нефти?

В минувшее воскресенье восемь стран нефтяного картеля, застав врасплох не только Евросоюз и США, но и весь мировой рынок, объявили о не запланированном ранее сокращении добычи нефти с мая до конца года на 1,1 млн баррелей в сутки. Россия, еще ранее сокращавшая производство «черного золота» на 500 тыс. баррелей с марта до конца июня, продлила действие своего сокращения тоже на весь 2023 год. Получается, что с мирового рынка нефти уйдет 1,66 млн баррелей в сутки.

Предыдущая судьбоносная встреча стран, входящих в ОПЕК+, произошла в октябре 2022 года. Прошлой осенью картель объявил, что с ноября снижает добычу на 2 млн баррелей в сутки (б/с). Половину этого объема брали на себя Россия и Саудовская Аравия, остальное — другие члены картеля. Заявление тогда не стало большим сюрпризом для рынка, поскольку результаты встречи были практически известны еще до того, как она состоялась. Вопрос был только в том, на сколько добыча будет уменьшена — на 1 млн или на 2 млн б/с. А вот от нынешней встречи рынок не ожидал каких‑то знаковых решений, так как это заседание не всех участников альянса, а лишь мониторингового комитета, в который входят восемь стран.

Тем более неожиданным оказалось заявление, распространенное накануне заседания. В нем говорилось, что несколько стран, включая Саудовскую Аравию и ОАЭ, приняли решение о добровольном сокращении добычи нефти с мая по конец 2023 года и озвучили его через свои официальные источники. Саудовская Аравия сократит добычу на 500 тыс. баррелей в сутки, Ирак — на 211 тыс., Объединенные Арабские Эмираты — на 144 тыс., Кувейт — на 128 тыс., Казахстан — на 78 тыс., Алжир — на 48 тыс., Оман — на 40 тыс., еще 8 тыс. добавит Габон. Министерство энергетики Саудовской Аравии отметило, что решение о добровольном сокращении добычи было принято в координации с рядом стран ОПЕК+. «Представитель министерства подчеркивает, что это превентивная мера, направленная на поддержание стабильности на нефтяном рынке», — говорится в сообщении.

Сказать, что нефтяные котировки отреагировали на решение части стран ОПЕК+ каким‑то очень сильным ростом, нельзя. Марка Brent подорожала с 80 до 85 долларов за баррель. Правда, Goldman Sachs Group пересмотрела свои прогнозы на 2023 – 2024 годы, повысив ожидаемую стоимость Brent до $ 95 и до $ 100 к концу каждого из годов, соответственно. То есть произошла смена вектора: если раньше рынок ждал некоторого снижения цен на нефть в ближайшие месяцы, то теперь речь идет об ожиданиях роста.

Отреагировали на решение ОПЕК+ и в Белом доме. Правда, в отличие от осенней реакции нынешняя оказалась скорее дежурной. В октябре глава национального экономического совета Брайан Диз называл тогдашнее решение ОПЕК+ «необоснованным и ненужным», пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер даже заявила, что эта организация встала на сторону России, а госсекретарь Энтони Блинкен намекал на некие «варианты ответных действий, в том числе в области отношений с Саудовской Аравией», которых, впрочем, не последовало. В этот же раз все обошлось пуб­ликацией слов анонимного представителя совета национальной безопасности (СНБ) о том, что власти США «не считают сокращение добычи сейчас желательным», но по‑прежнему главным образом «сосредоточены на ценах для американских потребителей». Что касается Европы, то у нее реакция оказалась еще менее выраженной. Как заявил представитель Еврокомиссии Тим Макфи, «ЕК пристально следит за ситуацией на энергетических рынках после решения ОПЕК+ о снижении добычи нефти».

Вмешательство ряда стран в рыночные механизмы стало одной из причин, из‑за которой некоторые страны ОПЕК+ объявили о добровольном сокращении добычи нефти, сообщил вице-премьер России Александр Новак в интервью телеканалу «Россия-24» по итогам заседания мониторингового комитета ОПЕК+. «Энергетическая политика, которая сегодня проводится многими странами, вмешательство в рыночные механизмы — это тоже, по сути, одна из причин, почему страны — экспортеры нефти, которые входят в ОПЕК+, добровольно приняли решение о дополнительном сокращении», — сказал Новак.

Российские эксперты спокойно-положительно оценили решение ряда стран нефтяного картеля. Руководитель Центра развития энергетики Кирилл Мельников высказал мнение, что решение представителей ОПЕК+ должно вернуть нефтяные котировки в диапазон $ 80 – 100 за баррель. «Сокращение на 1,5 млн б/с в период, когда спрос на топливо в Северном полушарии обычно растет, однозначно должно поддержать цены и вернуть их в диапазон $ 80 – 100 за баррель, а также посылает ясный сигнал участникам рынка о том, что картель не допустит падения цен», — пояснил эксперт. Для России, как считает Мельников, решение о сокращении добычи — положительная новость, поскольку это приведет к сокращению дисконта отечественной нефти марки Urals и снизит риски утраты доли рынка.

Решение ОПЕК+ едва ли найдет понимание у стран Запада, а особенно у США, которые прикладывали максимальные политические и экономические усилия для снижения котировок барреля и давления на стоимость российской нефти на мировом рынке. Теперь фактически никаких рычагов для давления на нефтяные котировки у западных государств не осталось, полагает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Как отмечает эксперт, падение нефтяных котировок из‑за банковского кризиса почти отыграно рынком, цены опять стали расти, а сейчас появился еще один стимул для их повышения. Цель стран, сокращающих добычу, — сохранить баланс спроса и предложения на нефть, чтобы не допустить обвала цен на нее. А единственная угроза спросу сегодня — это рецессия в США. Торможение европейской экономики уже было «отыграно» альянсом ОПЕК+ в октябре прошлого года, когда приняли решение о сокращении квот в рамках этого соглашения (на 2 млн баррелей в сутки).

«Удивительно, как в этот раз картелю удалось сохранить сокращение добычи нефти в тайне вплоть до самого объявления. Для мирового рынка и для США это, конечно, стало шоком», — говорит Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности. «Страны ОПЕК принимают такое решение в качестве ответа на действия США и ЕС, которые поднимают ставки рефинансирования, замедляя тем самым экономику и снижая потребность в топливе. Кроме того, увеличение ставки ФРС США снижает поступление денег на биржи и спрос на биржевые товары, в том числе на нефтяные фьючерсы. Чтобы цена на топливо не опустилась ниже 60 долларов за баррель, нефтяные игроки и ограничивают добычу», — считает Юшков. Плюс США до этого решили не запускать покупки нефти для хранения в стратегических резервах страны, несмотря на падение нефтяных цен. То есть Штаты делали все, чтобы цены продолжили падать и дальше, уверен Юшков.

«Для России важно, чтобы цены на нефть в мире оставались стабильными, а российская Urals не уходила ниже 45 долларов, так как это важно для бюджета. Что касается российских компаний, то, по нашему мнению, они в равной степени получат выгоду от повышения мировых цен», — резюмирует эксперт.

Автор: Александр Казаргин

Источник: Санкт-Петербургские ведомости, 11.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики