Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без шансов на успех: «Нафтогаз» не получит от РФ гаагские 5 млрд долларов

Без шансов на успех: «Нафтогаз» не получит от РФ гаагские 5 млрд долларов

Решение Гааги в пользу «Нафтогаза» ничего не поменяет в газовых отношениях России и Украины. Геополитическая обстановка мотивирует Москву игнорировать такие вердикты, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» энергоэксперт Алексей Гривач.

«Нафтогаз» отсудил у России 5 млрд долларов

«Решение Гаагского арбитража нельзя соотносить со стокгольмским решением по спору между “Газпромом” и “Нафтогазом”, потому что на момент 2017-2019 годов российская компания заявляла на Украину большие экспортные объемы», - заключает заместитель Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

«Газпром» тогда не мог проигнорировать решение арбитров и согласился его исполнить. Сегодня ситуация в газовых отношениях РФ и Украины принципиально другая. К тому же, на этот раз ответчиком является не компания, а государство.

«Четыре года назад “Газпром” пошел на компромисс для того, чтобы сохранить контрактную структуру поставок газа в Европу, которая была чрезвычайно выгодна и приносила десятки млрд долларов прибыли», - резюмирует Гривач.

Компания «Нафтогаз» сообщила, что 12 апреля 2023 года Арбитражный трибунал при Постоянной палате Третейского суда в Гааге обязал Россию выплатить украинской компании 5 млрд долларов за ущерб, нанесенный в результате потери крымских активов.

Предметом спора стали буровые установки, газопроводы, флот и административные здания, которые после возвращения полуострова в 2014 году перешли под российский контроль. На случай, если Москва не признает решение Гааги, украинская сторона угрожает Нью-Йоркской конвенцией 1958 года и охотой на российскую собственность по всему миру.

Международные арбитражи себя дискредитировали

Международные арбитражи успели себя сильно дискредитировать, они выносят ангажированные решения, поэтому признание доводов Гааги и их выполнение сомнительно в современных геополитических условиях», - констатирует Гривач.

В этой истории напрашиваются две аналогии: во-первых, дело «ЮКОСа», в рамках которого те же нидерландские арбитры назначили РФ компенсационную выплату в 50 млрд долларов. Судебные процессы по этому решению продолжаются уже девять лет, окончательное решение должен принять Верховный суд Нидерландов.

Во-вторых, это спор между «Газпромом» и «Нафтогазом» в стокгольмском арбитраже, когда шведские арбитры признали украинские требования, но отказались признать российские по причине проблем в экономике Украины. Вердикт носил политический и ангажированный характер, однако Москва была заинтересована в сохранении европейского рынка, поэтому «Газпром» выплатил украинцам около 2,9 млрд евро. Для компании это была цена за новое газотранспортное соглашение с Украиной, которое завершится в конце 2024 года.

Сегодня таких проблем перед Россией не стоит, трубопроводный экспорт в европейские страны снизился в 5 раз, а старая договорная система перестала работать, а раз нет общего коммерческого интереса, то нет и мотивации исполнять арбитражные решения.

РФ сохраняет газовые отношения с Украиной

Транзит российского газа через территорию Украины с лета 2022 года сохраняется на уровне в 42 млн кубометров в день. Киев отказывается работать с трубопроводом, который заходит из РФ с территории ЛНР и сотрудничает только по харьковскому направлению. 36 млн кубометров затем доходит до Словакии, а остальные 6 млн поставляются в Молдавию или оседают в украинских хранилищах, в целом это уже несущественные объемы.

«Ситуация с современным газовым транзитом через Украину носит компромиссный характер. Видимо, украинская сторона не может прекратить это сотрудничество, несмотря на свою агрессивную риторику по России», - заключает Гривач.

Спрос на российский газ в ЕС есть, но работа с Украиной имеет политический привкус, от которого российская сторона отходит с 2005 года.

«Все здесь зависит от того, как завершится украинский конфликт. Возможно, какие-то поставки российского газа через эту страну в будущем сохранятся», - резюмирует Гривач.

Санкции и торговые войны дают одно существенное преимущество: они позволяют игнорировать западные решения и не ориентироваться на них, а ведь в течение 30 лет они были важным фактором для государства и всех экспортеров.

Вердикт нидерландских арбитров является символическим актом поддержки Украины. Изъятие российской государственной сложности в третьих странах станет сложным и долгосрочным процессом, который займет годы и не принесет больших результатов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 13.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики