Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Интенсивность переговоров зашкаливает: эксперт о том, как Россия, Казахстан и Узбекистан создают газовый альянс

Интенсивность переговоров зашкаливает: эксперт о том, как Россия, Казахстан и Узбекистан создают газовый альянс

Идея создания газового союза России, Казахстана и Узбекистана прозвучала в ноябре 2022 года на фоне нарастающего энергетического кризиса в Центральной Азии. После изучения инфраструктуры аналитики посчитали, что на первом этапе стороны могут обеспечить объем поставок до 30 млрд кубометров в год. Насколько такие объемы значимы для Казахстана и Узбекистана? Об этом в интервью Центру по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве рассказал директор по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

– В феврале Минэнерго Узбекистана после трехстороннего совещания сообщало об исследовании инфраструктуры для поставок газа. Что требовалось проверить или модернизировать, чтобы запустить процесс?

– Работникам компаний, в частности "Газпрома", нужно было оценить возможности работы системы газопроводов Средняя Азия – Центр и Бухара – Урал в реверсном режиме. Думаю, для специалистов, работающих на этой инфраструктуре, и так было все понятно, но для принятия решений на правительственном уровне и ведения коммерческих переговоров требовались некоторые формальности.

– Какую задачу "газовый союз" будет решать в первую очередь – внешней торговли или обеспечения газом Узбекистана и Казахстана?

– Просто для поставок газа на рынки Казахстана и Узбекистана было бы достаточно заключить отдельные двухсторонние соглашения или контракты между государственными компаниями России и центральноазиатских стран.

В случае "газового союза" речь идет о более глубоком и широком взаимодействии, которое подразумевает совместные инвестиции в инфраструктуру и транзит, основанный на её функционировании.

Поэтому российская сторона и выдвинула идею тройственного "союза", который будет решать эти задачи.

– Какими, исходя из задач, могут быть предполагаемые объемы поставок? На первом этапе "газовый союз" ориентировался на старые контракты или, с учетом роста населения и развития промышленности в том же Узбекистане, стороны планировали их обновить?

– Пока по этому вопросу нет ясности. Сейчас собираются заявки от партнеров и, соответственно, рассматриваются несколько сценариев поставок.

В лучшие годы Казахстан и Узбекистан не только обеспечивали себя по большей части самостоятельно, но и экспортировали топливо в Россию и Китай. Сейчас они движутся в сторону того, чтобы стать нетто-импортерами: им самим понадобится покупать газ. Помимо этого, становятся возможными поставки в Китай, которые замещали бы "выпавшие" из оборота объемы казахстанского и узбекистанского газа.

В совокупности это означает, что даже на первом этапе сотрудничества речь может пойти о 20-30 млрд кубометров в год. Это одна почти полностью загруженная нитка газопровода большого диаметра.

– Нужны ли будут для поставок в рамках "газового союза" новые ветки газопроводов?

– На первом этапе необходимости в строительстве новых газотранспортных систем нет. Газопровод Средняя Азия – Центр имеет очень высокую пропускную способность еще с советских времен.

Это большой плюс проекта: он позволяет России, Казахстану и Узбекистану оперативно перейти к решению задач по транзиту. Возможно, потребуется модернизация или реконструкция его системы, но она будет носить локальный характер.

Ситуация с газопроводом Бухара – Урал – иная. Это один из самых старых газопроводов, поэтому здесь, возможно, потребуется новое строительство. Необходимость в нем возникнет, если стороны подтвердят, что будут экспортировать большие объемы газа в третьи страны.

Наконец, северо-восток Казахстана придется газифицировать почти с нуля. Там инфраструктура отсутствует.

– Северо-запад Казахстана напоминал о себе в марте 2023 года. Тогда глава Актюбинской области упоминал о планах построить для обеспечения региона газом третью ветку трубопровода Бухара – Урал. Эта нитка может стать реверсной и дать Узбекистану возможности увеличить поставки, если стороны примут проект "Газпрома". Будет ли этот проект подключен к "газовому союзу"?

– Жителям области нужны бесперебойные поставки газа, особенно зимой, по нормальным ценам. Очевидно, что сотрудничество с Россией в газовой сфере вполне отвечает этим интересам и позволит избежать регулярных зимних проблем с обеспечением газом.

– Как воспринимают сотрудничество в рамках "газового союза" в Узбекистане и Казахстане?

– Несмотря на заявления некоторых "доброжелателей", процесс обсуждения деталей взаимодействия между Россией, Казахстаном и Узбекистаном идет очень интенсивно. Пока это происходит в двустороннем формате, однако это компенсируется частотой переговоров между сторонами. Делегации Узбекистана и Казахстана чуть ли не каждую неделю приезжают в "Газпром" – и наоборот. Думаю, вскоре это выйдет и на трехсторонний формат.

Источник: Podrobno.uz, 13.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики