Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США ужесточают санкционное давление на Россию

США ужесточают санкционное давление на Россию

В блок-лист американского Минфина внесены структуры «Росатома». Также Соединенные Штаты ввели вторичные санкции в отношении ряда организаций, которые, как считают в Вашингтоне, помогают России обходить ограничения

Раньше под европейские и американские санкции попали структуры «Росатома», которые не связаны с его основной деятельностью. Теперь же США ввели блокирующие санкции, напрямую затрагивающие проекты «Росатома» в ядерной энергетике. Американский Минфин внес в SDN-лист в том числе Ковровский механический завод и ВПО «Точмаш», которые занимаются производством центрифуг для обогащения урана. Также под санкциями оказалась компания Rusatom Overseas, которая занимается продвижением за рубежом перспективных проектов в области водородной энергетики и атомных электростанций малой мощности, в том числе мобильных. То есть торгует будущим, а не настоящим. А настоящее — это строительство и эксплуатация традиционных АЭС в России и за рубежом, а также поставки ядерного топлива и материалов. Этим у «Росатома» занимаются другие структуры, они под санкции не попали.

Новые санкции не окажут большого влияния на работу «Росатома». Хотя поначалу могло возникнуть другое впечатление — с учетом тревожных заголовков в прессе. О том, почему Штаты ограничились сравнительно мягкими мерами в отношении «Росатома», рассказывает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Логика санкционной борьбы подталкивает их к тому, что нужно постоянно вводить новые ограничения. В России осталось не так много отраслей, которые еще не находятся под санкциями. Одна из них — это ядерная отрасль. США еще в марте 2022 года вводили санкции, запрещающие импорт нефти, нефтепродуктов, газа, угля из России, но не ядерного топлива. И сейчас как раз остаются, наверное, такие большие сферы, как ядерное топливо, вообще технологии, которые они вынуждены тоже заводить под санкции. Но при этом они боятся делать что-то резко. Потому что, если Соединенные Штаты введут тотальные санкции против «Росатома», это вызовет слишком жесткий конфликт между прежде всего США и их союзниками — и в Европе, и с азиатскими странами, и с Турцией».

Одновременно Минторг США ввел экспортные ограничения в отношении нескольких десятков компаний из России, Китая, Объединенных Арабских Эмиратов, Узбекистана, Сирии, Турции, Испании и Мальты. За то, что эти компании помогали России обходить ограничения. В частности, они закупали и поставляли в Россию товары и компоненты американского происхождения, в основном электронику. Так считают в Вашингтоне. Помимо этого, экспортные ограничения введены в отношении компании, которая занимается обслуживанием гражданских самолетов. В чем провинилась она, не очень понятно. Нет смысла перечислять все эти компании и организации — их названия, скорее всего, никому не знакомы.

Главное, что это один из первых примеров введения вторичных санкций за помощь России. Но не единственный. Комментирует руководитель международно-правовой практики адвокатского бюро K&P Group Анастасия Симонова:

«Цель данных санкций — скорее устрашение потенциальных контрагентов, которые будут взаимодействовать с РФ в дальнейшем. На мой взгляд, СЩА хотят не столько заблокировать деятельность какой-то конкретной компании, сколько показать другим, кто до сих пор работает и сотрудничает с РФ, что сотрудничество с РФ может закончиться для них плачевно. Первый прецедент применения вторичных санкций был еще в 2018 году. Он был связан с оборонно-промышленным комплексом и китайскими компаниями. То есть это не новая практика для США, но она приковывает определенное внимание в связи с тем, что ранее США грозились вводить эти вторичные санкции, в особенности в отношении компаний, которые пытались обходить финансовые ограничения».

Если говорить о «Росатоме», структуры которого попали под санкции, США продолжают закупать у него обогащенный уран, из которого потом делают топливные сборки американских АЭС. Штаты, может, и хотели бы отказаться от такого сотрудничества с Россией, но пока не могут. Тут скорее обратная ситуация: в России время от времени говорят о том, что можно было бы запретить поставки урана в США. Но всерьез эта идея, похоже, пока не обсуждается.

Источник: BFM.RU, 13.04.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики