Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Без экспорта в Европу «Газпром» решил разобраться с газовым рынком в России

Без экспорта в Европу «Газпром» решил разобраться с газовым рынком в России

«Газпром» предлагает постепенно вводить свободные цены на газ для промышленности, а также применять «зимнюю премию». Без высокодоходного экспорта в Европу компания оказалась перед дилеммой, полагают эксперты. При этом есть риски ударить по экспортным предприятиям, которые переориентируются на Восток, и даже по теплоснабжению промышленных городов, считают они.

На заседании Госсовета зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов предложил постепенно вводить свободные цены на газ для промышленных потребителей на внутреннем рынке, начав эксперимент с нескольких пилотных регионов. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы заседания Госсовета от 30 марта. Виталий Маркелов пояснил, что газовая отрасль должна сместить фокус с экспортно ориентированной модели на внутренний рынок.

«Газпром» продает почти весь газ по тарифам Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и лишь небольшие объемы — на бирже. В то же время независимые производители «Новатэк» и «Роснефть» торгуют по свободному тарифу и при необходимости предлагают промышленным потребителям цены ниже «Газпрома», вытесняя компанию, отмечает «Коммерсантъ». Поэтому в компании предлагают устранить дискриминацию. А также снизить объем разрешенной без штрафа невыборки или перерасхода газа, одновременно дав возможность потребителям продавать ненужный им газ на бирже в рамках системы коммерческой балансировки. По мнению Маркелова, на изменения может потребоваться один-два года.

Кроме того, «Газпром» предлагает ввести «зимнюю премию» на газ: сезонную дифференциацию регулируемых оптовых цен на газ, увеличив диапазон колебаний до 10—20% выше уровня тарифа.

Либерализация цен на газ обсуждается в России несколько десятилетий, и ее всегда связывали с открытием свободного доступа других компаний к экспорту и газотранспортной системе страны.

В ФАС «Коммерсанту» сообщили, что говорить о либерализации оптовых цен на газ можно только при двух условиях. Первое — недискриминационный доступ к газотранспортной инфраструктуре, которой сейчас управляет «Газпром». «Вторым обязательным этапом для либерализации оптовых цен на газ является создание репрезентативного индикатора, которое возможно в рамках существующих механизмов. Например, за счет развития биржевой торговли газом. Вместе с тем объемы реализации газа ПАО „Газпром“ на бирже показывают отрицательную динамику», — сказали в антимонопольной службе.

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач отмечает, что перекрестное субсидирование с экспортом ранее позволяло правительству держать цены на газ внутри страны на искусственно низком уровне и индексировать их ниже уровня инфляции безболезненно для инвестпрограммы «Газпрома» и его повышенных социальных обязательств.

«Сейчас, когда около 75% экспорта в западном направлении выпало, эта дилемма вновь крайне актуальна, — отмечает замдиректора ФНЭБ. — Придется выбирать. Или инвестиции и социальные проекты, включая газификацию, или заниженные цены на газ, в том числе для экспортно ориентированной промышленности или либерализованной электроэнергетики».

Управляющий директор рейтинговой службы «Национальное рейтинговое агентство» (НРА) Сергей Гришунин полагает, что в условиях санкций предложения «Газпрома» несут риски для экономики.

«Сегодня доступ к дешевым энергоносителям является одним из ключевых преимуществ российской промышленности. С учетом того, что западные рынки с традиционно высоким уровнем себестоимости для нас закрыты, отечественной промышленности предстоит переориентация экспортных потоков на восток, где государство часто поддерживает своих промышленных производителей через ограничение цен на сырье либо ограничения собственного сырьевого экспорта с целью недопущения роста себестоимости промышленного производства», — говорит Сергей Гришунин. По его мнению, свободное ценообразование на газ несет значительные риски роста стоимости энергоресурсов вследствие действий спекулянтов, а также лишит отечественные проекты предсказуемости расходной части, что ограничит и без того невысокую инвестиционную активность в секторе.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА считает, что зимние надбавки также рискованны: «Во-первых, может происходить сезонный спад, а во-вторых, с учетом того, что многие предприятия являются ресурсоснабжающими организациями, есть риск недостаточной подачи тепла в промышленных городах в зимний период, что потребует расширения теплоцентралей и может привести к разбалансировке системы теплоснабжения».

P. S. «Газпром» сообщил, что Виталий Маркелов 30 марта в заседании Госсовета по энергетике не участвовал.

Источник: EADaily, 20.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики