Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Поворот внутрь» на газовом рынке задает как возможности, так и вопросы

«Поворот внутрь» на газовом рынке задает как возможности, так и вопросы

Переориентация значительных объемов газа на внутренний рынок вызвала оживление в сфере газификации регионов, но одновременно стало своего рода вызовом, породив не очевидные со стороны проблемы. И в самом «Газпроме», судя по СМИ, и в экспертной среде, а значит и в других российских компаниях, добывающих газ, начали размышлять о том, должны ли последовать за этим те или иные, кроме количественных, перемены на внутреннем рынке газа, и если да, то какие. Что-то уже, по-видимому, и обсуждается в рамках имеющихся площадок с участием государства.

Заседание комиссии по энергетике Госсовета, прошедшее еще 30 марта, не вызвало никакого ажиотажа. Что не удивительно. Официально было объявлено, что речь шла о газификации и важности ее как в экономическом, так и социально-политическом планах.

Впрочем, уровень газификации вряд ли кого-нибудь может удовлетворить в стране-экспортере. Хотя, конечно, на территориях огромных размеров, но с минимальным населением газификацию домашних хозяйств и ЖКХ производить не просто. Так, вопрос о замене газовым отоплением угольного и дровяного в Забайкальском крае и Бурятской республике, как выяснилось на одном из недавних совещаний у президента, трудно решить без строительства газопровода в Китай «Сила Сибири — 2».

Очевидно, поэтому на заседании комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» в конце марта и рассматривались разные варианты газификации отдаленных районов. В частности, речь зашла о строительстве малых СПГ-производств. И без подробностей сообщалось также об обсуждении дальнейшего развития внутреннего рынка газа, с участием представителей «Газпрома» и ведомств.

Но вот спустя три недели газета «Коммерсантъ» опубликовала статью со ссылкой на имеющиеся у нее материалы заседания комиссии, с новыми его подробностями. Если отнестись с доверием к опубликованной информации, то заседание комиссии Госсовета не ограничилось общим обсуждением переориентации газовых потоков и обновления инфраструктуры. Согласно упомянутой статье, оно было отмечено также предложением представителя «Газпрома» либерализовать оптовые цены для промышленных потребителей в отдельных регионах, ввести сезонную дифференциацию оптовых цен и запустить «систему коммерческой балансировки». 

Проблемы «Газпрома» из-за многократного падения экспорта и добычи известны. Логично предполагать, что без оптимизации условий работы с отечественными потребителями нивелировать потери вряд ли удастся. Впрочем, в экспертном сообществе полагают, что проблемы «Газпрома» сейчас необходимо решить далеко не в сфере освобождения внутренних цен.

Чем озабочен «Газпром»

Газовый гигант, как известно, довольно успешно пережил катастрофический для европейского газового рынка 2022 год. Еврокомиссия и ряд правитель-ств стран ЕС сделали все, чтобы низвести экспорт российской компании до малозаметных уровней. За год российский экспорт в ЕС упал со 140 млрд кубометров трубопроводного газа в 2021 году до примерно 15 млрд кубов, которые «Газпром» может поставить в страны ЕС в этом году. Важно, правда, отметить рост поставок в Турцию, Сербию и Венгрию. Но все же 2023 году поставки в целом, несмотря на дополнительные соглашения, вряд ли превысят 50 млрд кубов. Что составит треть с лишним от общеевропейских поставок образца 2021 года.

Вырос, правда, экспорт трубного газа в Китай. Но это пока не более лишних 5 млрд кубометров год. В этом году по «Силе Сибири — 1» будет прокачано около 22 млрд кубов.

Зафиксирован рост и поставок в Европу СПГ. Но это успех «Новатэка».

В результате уже в прошлом году «Газпрому» пришлось сократить экспорт на 46%, но с учетом еще значительных поставок в ЕС в первой половине 2022 года. Добыча упала на 20%, что привело к общему падению производства газа в России на 11,8%.

Новые маршруты в Китай пока находятся в стадии обсуждения. При этом речь в полном итоге идет о 98 млрд кубов в год, и где-то не ранее 2030 года. Для сравнения, в лучшие экспортные годы только в страны ЕС поставлялось по трубам до 170-180 млрд кубов.

Выход в этой ситуации фактически один: переориентация поставок на внутренний рынок. В принципе они и ранее составляли две трети от добычи «Газпрома», объем которой 540-560 млрд кубов годовых. Но теперь придется пристроить «лишние» 80-100 млрд кубов.

В принципе — это шаг в правильном направлении. Дело ведь не только в наполнении домашних и коммунальных газовых плит. Речь идет о необходимом в рамках «четвертой индустриальной революции» опережающем развитии газохимии. В рамках трубопровода «Сила Сибири — 1», например, заканчивается строительство Амурского газоперерабатывающего завода, на котором помимо прочего будет производится 5 млн тонн в год инертного газа гелий, весьма востребованного на мировом рынке.

Но пока излишки бывшего экспортного газа предстоит пристроить среди традиционных потребителей в металлургии и электро- и теплоэнергетики. И при этом надо учесть громадные дополнительные налоговые поступления «Газпрома» в бюджеты разных уровней в 2022-2025 годах. Так, в прошлом году общие объемы фискальных потоков у «Газпрома» составили 5 трлн руб. В этом году ожидаются сходные объемы с учетом дополнительных 600 млрд руб. в рамках взимания НДПИ.

Поэтому не вызывает удивления, если на заседании комиссии Госсовета представители «Газпрома» могли предложили своего рода рыночную реформу, подробности которой описаны в публикации примерно следующим образом.

Прежде всего, они попросили постепенно вводить свободные оптовые цены на газ для промышленных потребителей на внутреннем рынке, как следует из статьи. Начать эксперимент планируется в нескольких пилотных регионах.

Кроме того, говорится о введении сезонной дифференциацию регулируемых оптовых цен на газ, с увеличением диапазона их колебаний до 10–20% от уровня тарифа «для формирования уровня цен, превышающего регулируемые». Это необходимо для формирования «зимней премии» на газ. Что должно, помимо прочего, увеличить спрос на биржевых торгах. А они в этом явно нуждаются. Так, в 2017 году объем торгов на петербургской торговой площадке составил 20 млрд кубометров, из них 17,5 млрд кубометров продал «Газпром». В 2022 году на бирже продано уже менее 6 млрд кубо-метров газа, из них только 1,5 млрд кубов «газпромовских».

Чтобы потребители точнее планировали объемы потребления, «Газпром», согласно публикации, также предлагает предоставить возможность потребителям продавать ненужный им газ на бирже в рамках системы коммерческой балансировки.

Сейчас внутренние продажи «Газпрома» ограничены тарифами, устанавливаемыми ФАС. Так ни «зимней премии» не получить, ни скидку дать. А независимые производители: «Новатэк» и нефтяные компании, имеют возможность делать скидки оптовым потребителям. Что, по мнению, «Газпрома», нарушает справедливую конкуренцию и вытесняет компанию с самых перспективных секторов внутреннего рынка.

Однако ему могут напомнить, и уже напоминают некоторые представители экспертной среды, такую особенность внутреннего рынка газа, как монополия «Газпрома» на транспортировку газа и, соответственно, вопросы недискриминационного доступа к его монопольной ГТС.

За и против

Отсюда и возникает вопрос раздела «Газпрома» на добывающие, продающие и транспортные активы, о чем тут же заговорили аналитики рынка.

Так, д.э.н. Никита Кричевский замечает в конце минувшей недели в «Известиях»: «…сейчас, по сообщениям медиа, вновь не возникла, причем с подачи «Газпрома», тема либерализации внутреннего рынка газа для промышленности, энергетики, ЖКХ и населения. Удивительный парадокс: либерализация внутреннего рынка газа при сохранении монополии на “трубу”». И далее он, замечает, что «по аналогии с “Транснефтью”, в России давно следует учредить государственный инфраструктурный “Трансгаз” с прозрачными тарифами».

Кстати, история с «разделом “Газпрома”» давняя. Ее незадачливыми авторами и провайдерами были то активничавший в 90-е годы в России Всемирный банк, которому крупные компании российского ТЭКа были как кость в горле, то (в 2003 году) Еврокомиссия с совершенно неприемлемыми предложениями некоего международного контроля над экспортными трубопроводами с доступом туда производителей из других стран, так что все эти планы были российскими властями безоговорочно отвергнуты.

Сегодня если речь о каких либо изменениях в конфигурации «Газпрома» и может зайти, то в совсем другом ключе. Они возникают применительно к внутреннему рынку в контексте появления в России независимых добытчиков газа. Что в какой-то мере может быть и оправдано, так как те должны за вход в газпромовскую трубу и ПХГ платить. Что может трактоваться как монопольное преимущество, особенно заметно начинающее «играть» именно в рынке, то есть в случае перехода на рыночное ценнообразование в газовом опте.

Так, доцент Финансового Университета при правительстве РФ Леонид Крутаков подчеркивает в комментарии «Эксперту»: «Газпром» занимает монопольное положение в сфере транспортировки и хранения газа на территории России. Это значит, что либерализацию (выравнивание условий бизнеса) российского рынка в соответствии с мировой практикой (США, Китая и ЕС) надо начинать с раздела “Газпрома” на добывающую и транспортную компанию. Вторую, желательно, передать под контроль государства, потому что от тарифов напрямую зависит инфляция».

«Сегодня транспортировка газа бесплатна только для “Газпрома”, — говорит он, — независимые компании должны платить по тарифам, устанавливаемым монополистом. Но даже при оплате транзита независимые компании в трубу попасть не могут, банально не хватает мощностей. Тариф же на хранение газа в подземных хранилищах, также устанавливаемый “Газпромом”, для других компаний и вовсе носит запретительный характер», — подчеркивает он.

Со своей стороны, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач в интервью по обсуждаемым вопросам «Эксперту» пояснил: «Тема либерализации оптовых цен на газ — актуальная с учетом ситуации на европейском рынке, доходы на котором позволяли на протяжении долгих лет держать цены на газ для российской промышленности и энергетики на искусственно заниженном уровне и индексировать ниже уровня инфляции».

Далее эксперт уточнил, что вряд ли сейчас готов список регионов, где можно в качестве эксперимента освободить оптовые цены на газ. Более того, Алексей Гривач считает, что «не очевидно приступать к эксперименту на региональном уровне, а не, например, на отраслевом».

Дело в том, что дабы конкурировать за премиальных потребителей, цены, наоборот, придётся снижать (а сейчас у «Газпрома» нет такого права в принципе). Но в целом в среднесрочной перспективе, уверен эксперт, правительству в любом случае предстоит выбирать между низкими ценами на газ для промышленности и инвестиционными и социальными обязательствами «Газпрома». Тем более, что сверхприбыли от экспорта прошлого года государство уже изъяло через дополнительный НДПИ и промежуточные дивиденды. Отсюда и проблема раздела «Газпрома» на добывающие, продающие и транспортные активы, о чем тут же заговорили некоторые аналитики рынка. Но, по мнению Гривача, более чем преждевременно.

Он предупреждает: «Разделение ”Газпрома” в нынешних условиях лишь усугубит риски для реализации новых проектов по диверсификации рынков и выполнения социальных обязательств компании, а также вероятно поставит под угрозу надежность газоснабжения потребителей». По его мнению, «никаких проблем с доступом к трубе у независимых производителей газа нет уже много лет».

Более того, как подчеркивает эксперт, «их сейчас не может быть в принципе». Дело в том, что из-за падения экспорта, сократилась добыча «Газпрома». Поэтому «места в трубе «выше крыши». Другое дело, что лоббисты реструктуризации всегда имели в виду именно доступ к экспорту и соответствующим доходам. Но сейчас «это не очень актуально и перспективно».

Одновременно Алексей Гривач, а также ряд других экспертов предлагают не спешить с кардинальными маневрами на газовом рынке. Тем более, что неизбежные колебания оптовых цен на внутреннем рынке газа могут привести и к повышению розничных цен. Что нельзя допустить в обозримом будущем ни в коем случае. Достаточно напомнить, что не до конца продуманная в нулевые реформа электронергетики привела к росту розничных цен в разы.

Что же касается господдержки «Газпрома», то госкомпанию можно поддержать и другими средствами. Например, снизить налоговое бремя. Но правительство, как уверены большинство экспертов, скорее, хотело бы нарастить изъятие средств. К решению же этой задачи, предупреждает Алексей Гривач, нас «может привести только контролируемый рост цен».

Автор: Константин Смирнов

Источник: Expert.ru, 24.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики