Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В какой валюте России выгодно экспортировать нефть и нефтепродукты

В какой валюте России выгодно экспортировать нефть и нефтепродукты

Россия продолжает увеличивать объем экспорта энергоресурсов, расчеты за которые идут не в долларах и евро, а в рублях и национальных валютах покупателей. По словам вице-премьера Александра Новака, в дальнейшем наша страна намерена полностью отказаться от евро и доллара и перейти на торговлю в нацвалютах.

Глобальный экономический подтекст такого решения понятен. Россия один из крупнейших экспортеров энергоресурсов, отказываясь от американской и европейской валюты, снижает их влияние на нефтегазовом рынке и в целом в мировой экономике. Учитывая, что этот рынок был во многом подконтролен США и Евросоюзу, удар для них чувствительный и неприятный.

Принимая во внимание открыто враждебные действия Запада в отношении наших зарубежных активов, других вариантов, кроме как отказываться от торговли в евро и долларах, у нас не было. Но выгода российских компаний от перехода на расчеты в нацвалютах не совсем однозначна, как и положительный эффект от этого для доходов бюджета.

Из всех валют дружественных России стран только китайский юань имеет статус мировой резервной валюты

Например, в СМИ уже проходили сообщения, что некоторые российские компании не знают, что делать с индийскими рупиями. Кроме того, расчет налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортной пошлины на нефть по-прежнему привязан к долларовой цене сорта Urals, а значит, теперь мы зависим не только от курса рубля к доллару, но и курса валюты покупателя к доллару, что сложно назвать освобождением от влияния США. 

Конечно, самым выгодным нам было бы продавать свою нефть за рубли, но с условием торговли через российскую биржу, рассчитывая цену нефти относительно отечественных индексов, по рублевым котировкам барреля, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Сейчас этого ничего нет, а нам нужен рынок сбыта, и мы вынуждены принимать условия, к примеру, Индии и Китая, и торговать в их национальных валютах.

Как отмечает Симонов, международная торговля - это улица с двусторонним движением. Хорошо, когда есть относительное равенство в торговом балансе (соотношение экспорта и импорта), который позволяет производить взаимозачет товаров. А, например, с Индией у нас уже в прошлом году на фоне роста нашего экспорта энергоресурсов за индийские рупии появилась шутка, что "мы столько чая не выпьем!". Что нам с ними делать? Еще есть нюанс, что многие валюты просто привязаны к доллару. Например, дирхам ОАЭ. Переход на расчеты в них России ничего не дает. Это прокси-доллар. Есть китайский юань, но его доля в мировой торговле ничтожна мала - 4-5%. Нам необходимо продвигать рубль, но для этого нужно доказать, что он интересен как средство сбережения, поясняет Симонов

По мнению ведущего аналитика Freedom Finance Global Натальи Мильчаковой, России, как крупному экспортеру и импортеру, выгоднее получать оплату за экспорт в иностранной валюте, которую можно будет потом использовать для приобретения импортных товаров. В наибольшей степени выгодно получать оплату в китайских юанях, так как из всех валют дружественных РФ стран юань имеет статус мировой резервной валюты. Что касается валют других дружественных стран, их можно обменять на юани, которые потом будут храниться "на черный день" в ФНБ и резервах Банка России.

С Индией рассчитываться в рупиях пока сложно потому, что особенности индийского законодательства до сих пор не позволяли вывозить из страны крупные суммы в рупиях, но над изменениями в законе уже работают. Турецкая лира много лет подряд почти непрерывно обесценивается по отношению к мировым резервным валютам и даже к рублю. Однако в ней никто не собирается хранить какие-либо резервы государства, а вот использовать эту валюту в дальнейшем для целей импорта турецких товаров было бы выгодно. В свою очередь, дружественные страны могут и России продавать свои товары за рубли, а потом оплачивать ими покупку энергоносителей, уточняет Мильчакова.

Здесь стоит отметить, что волатильность курса касается не только турецкой лиры. Китайский юань также не является эталоном стабильности. Хотя для бюджета и отечественных компаний, основной проблемой остается множественная конвертация нацвалют в доллары, а потом в рубли при уплате налогов и пошлин. При этом, как рассказал "РГ" источник в отрасли, волатильность нашего рубля несет не меньшие риски для отрасли и казны. Опасность заключается в ослаблении российской валюты, из-за которого могут возникнуть финансовые потери. Предположим, вы продаете нефть в марте 2023 года при курсе в 80 рублей за доллар, а в декабре 2023 года курс достигает 90 рублей за доллар. Если бы доходы от экспорта нефти поступали в одной из резервных валют, то размещенную на счетах валютную выручку с течением времени можно было бы конвертировать в рубли по выгодному для компаний курсу. При экспорте за рубли такая возможность пропадает: выручку от экспорта, размещенную на рублевых счетах, невозможно конвертировать по более выгодному курсу.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 27.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики