Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт оценил намерение Украины поднять цену на транзит нефти из РФ в два этапа (аудио)

Эксперт оценил намерение Украины поднять цену на транзит нефти из РФ в два этапа (аудио)

Эксперт Митрахович: Украина пытается шантажировать потребителей, получающих нефть по «Дружбе»

Украинская сторона пыталась ранее повысить сразу на большой процент тариф на транзит российской нефти по своему участку нефтепровода «Дружба», но так как сделать этого ей не удалось, теперь она хочет увеличить тариф в два этапа, рассказал «Известиям» 28 апреля ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович. Он выразил мнение, что Украина пытается шантажировать прежде всего потребителей, которые получают нефть по «Дружбе».

28 апреля газета «Коммерсант», ссылаясь на агентство Argus, сообщила, что трубопроводный оператор «Укртранснафта» намерен увеличить тариф на транзит энергоресурса РФ в два этапа: с 1 июня ставка за прокачку вырастет на 25%, с €13,6 до €17 за т, с 1 августа — еще на 23,5%, до €21 за т. В «Транснефти» изданию подтвердили, что получили уведомление от украинской компании, но пояснили, что не ведут никаких переговоров с украинской стороной.

«Я думаю, Украина просто пытается шантажировать прежде всего потребителей, которые получают нефть по «Дружбе» (Венгрия, Словакия, Чехия). И главная из этих стран, думаю, Венгрия», — отметил Митрахович.

Так, украинская сторона может считать, что, если Венгрии выгодно получать именно российскую нефть по нефтепроводу «Дружба», значит можно на нее оказывать давление, намекая, что, если не будет повышена плата за транспортировку, тогда транспортировка прекратится, выразил мнение эксперт.

«Платят всё равно сейчас именно покупатели нефти украинской стороне. То есть «Транснефть» напрямую, насколько я понимаю, денег не получает от Украины, а российские компании, которые получили от покупателей нефти деньги, они потом перечисляют средства «Транснефти». То есть непосредственно вести переговоры о том, как повысится цена за транзит, украинская сторона должна будет с потребителями типа Венгрии и т.д.», — объяснил он.

В результате если будет согласовано повышение тарифа за транзит, то стоимость нефти будет увеличена для конечных потребителей за счет стоимости транспортировки.

«И вот эта разница будет учтена в тех выплатах, которые потребители делают в пользу российских поставщиков. Российские поставщики, в свою очередь, это учтут, когда будут рассчитываться с «Транснефтью». Вот такая сложная система. Она возникла, потому что не получается напрямую с Украиной, видимо, вести сами переговоры, осуществлять трансакции. Насколько это будет продолжаться? В принципе, пока Венгрии эта нефть нужна (Сербия готова через Венгрию еще эту нефть получать), видимо, до этого времени будут идти поставки», — отметил Митрахович.

В ноябре 2022 году сообщалось о решении украинского оператора повысить тариф до €13,6 за 1 т. Заместитель директора Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО IG Energy Игбал Гулиев 22 ноября рассказал «Известиям», что Украина понимает, что и Россия, и украинская сторона заинтересованы в продолжении сотрудничества по «Дружбе». Оператор ссылается на разрушения энергетической инфраструктуры в стране, которые привели, по их расчетам, к дефициту электроэнергии, увеличению стоимости электроэнергии, нехватки топлива и запасных частей, — эту цену они закладывают в тариф. Однако сложно сказать, насколько это действительно расчетная цена, сказал тогда эксперт.

Нефтепроводная магистраль «Дружба» создана в 1964 году. Проходит через территорию РФ, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Словакии, Германии, Венгрии, Латвии, Литвы.

Источник: Известия, 28.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики