Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украине предрекли топливный голод в случае повышения цен на транзит для РФ

Украине предрекли топливный голод в случае повышения цен на транзит для РФ

Аналитик Юшков: повышение цены на транзит российской нефти обернётся для Украины топливным кризисом

Если Украина вдвое увеличит тариф на транзит российской нефти в страны ЕС, то может сама остаться без топлива. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 28 апреля заявил эксперт Финансового университета при правительстве РФ и ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Так он прокомментировал информацию о том, что Киев подал заявку на двухэтапное увеличение цены транспортировки — с 13,6 евро за тонну до 21 евро.

«Украина рискует вообще остаться без транзита и потерять доходы, которые она из него извлекает, — сказал Юшков. — А зарабатывает она на этом довольно много. По крайней мере если принять во внимание те источники доходов, которые у неё остались (имеются в виду трудовые доходы, а не гранты, помощь и прочее). Если не будет поставки по нефтепроводу «Дружба» на венгерские НПЗ, а оттуда снабжаются Венгрия, Чехия и Словакия, а также транзитом Сербия, то это может вызвать определённый дефицит топлива вообще в регионе — как в Юго-Восточной Европе, так и в Центральной».

Как пояснил Юшков, в такой ситуации Украине ничего не будет доставаться, так как сейчас Киев не имеет своей переработки и почти всё топливо импортирует.

«Причём, если раньше она много импортировала из Белоруссии, то сейчас это исключительно страны Восточной и Центральной Европы. Например, крупнейшим поставщиком топлива на Украину в 2022 году была Польша. Поэтому проблема снижения переработки в Венгрии, Чехии и Словакии для Украины с точки зрения наполнения внутреннего рынка невыгодна, — сказал эксперт. — Но это выгодно политически, так как Украина может давить на Венгрию, которая заявила, что никогда не одобрит вступление Украины в ЕС, пока та не начнёт соблюдать права этнических венгров. Поэтому политически Киев рассчитывает надавить на Будапешт».

В то же время Юшков не исключил, что руками Украины хотят действовать США, которым выгодно, чтобы не было российского трубопроводного транспорта и чтобы всё перешло на морской, который они могут хоть как-то контролировать.

«Американцам выгодно загнать весь экспорт российской нефти на морской транспорт, потому что там действует потолок цен», — сказал Юшков.

В свою очередь, директор центра финансовой политики департамента общественных финансов Финуниверситета при правительстве России Вадим Понкратов заявил, что предложение Украины несёт для неё два основных риска. Первый и практически неизбежный — дальнейшее снижение градуса отношений с восточноевропейскими партнёрами, начавшими уставать от притязаний Киева во всех сферах. Второй, более пролонгированный во времени, — прекращение транзита российской нефти.

«Украина переживает острейший экономический кризис, дефицит бюджета достигает в отдельные периоды 50% расходов бюджета, поэтому Киев продолжит попытки заработать на чём угодно, особенно связанном с Россией. При объёмах прокачки в среднем в 350 тыс. баррелей нефти в сутки дополнительные доходы «Укртранснафты» могут составить до 78 млн евро, — сказал Понкратов. — Хочется верить, что покупатели российской нефти продолжат руководствоваться своими национальными интересами. Украина подняла плату за транзит нефти на 51% в 2022 году, в этом году Киев планировал удвоить стоимость своих услуг, но пока вернулся к проверенному в минувшем году варианту 50-процентного подорожания. Естественно, это вызывает озабоченность у восточноевропейских стран — покупателей российской нефти. Напомню, что в начале 2022 года плата за транзит 1 тонны российской нефти на украинской территории составляла 9 евро».

При этом он призвал не забывать, что Киеву не впервой злоупотреблять своим статусом страны-транзитёра в первую очередь в отношении российских энергоресурсов.

«Риск прекращения транзита существует, но жадность украинских властей будет лишь одним из факторов принятия подобного решения. С экономической точки зрения прокачка нефти по трубопроводу «Дружба» прекратится тогда, когда стоимость российской нефти для Венгрии, Чехии, Польши, Словакии с учётом платы за транспортировку превысит стоимость поставок нефти из иных стран за минусом повышенных рисков», — подытожил Понкратов.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM, Киев подал заявку на двухэтапное подорожание транзита нефти из РФ сначала до 17 евро за тонну к 1 июня, а затем — до 21 евро с 1 августа 2023 года. Есть данные, что сейчас Украина ведёт переговоры напрямую со Словакией, Венгрией и Чехией, а потом эти договорённости формализуются с российским Минэнерго и «Транснефтью». Также отметим, что до этого Польша выступила с предложением полного запрета транспортировки российской нефти по нефтепроводу «Дружба». 

Источник: ИА REGNUM, 28.04.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики