Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > НПЗ урежут демпфер: правительство оказалось между дефицитом бюджета и ценой бензина

НПЗ урежут демпфер: правительство оказалось между дефицитом бюджета и ценой бензина

Правительство планирует откорректировать демпферный механизм и сократить выплаты НПЗ. На этих новостях оптовые цены на бензин выросли. Из-за дефицита бюджета Минфин ищет варианты сокращения расходов, но цены на бензин на АЗС вряд ли вырастут выше инфляции, полагают эксперты.

Рынок нервно реагирует на планы правительства откорректировать демпферный механизм для НПЗ. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, с 10 апреля оптовая цена на бензин АИ-92 и АИ-95 в европейской части России выросла более чем на 10%. По АИ-92 — с 44,7 тыс. рублей за тонну до 49,9 тыс. рублей. По АИ-95 — с 50,1 тыс. рублей за тонну до 56,3 тыс. рублей. Последний раз текущий уровень цен фиксировали на СПбМТСБ в январе 2022 года.

Демпферный механизм ввели несколько лет назад, чтобы сдержать рост цен на топливо внутри России. Его суть состоит в том, что при более высокой экспортной цене топлива, государство компенсирует НПЗ часть разницы с внутрироссийской ценой. В обратном случае собственники НПЗ делятся с государством частью прибыли.

Первым о планах правительства сообщило агентство Bloomberg. По его данным, обсуждается увеличение базовой цены на бензин и дизельное топливо в формулах расчета демпфера на 50%, что может привести к ситуации, когда нефтяники будут делать выплаты в бюджет, а не наоборот, как сейчас.

Минфин и вице-премьер Александр Новак подтвердили планы по корректировки демпферного механизма, но не в тех параметрах, как писали СМИ.

«Есть разрыв между тем, что бюджет планировал в этом году, и реально тем, что собирает последние несколько месяцев. Это связано в основном с тем, что Минфин считает экспортную пошлину и НДПИ по низкой стоимости российской нефти в $ 50, а в бюджете заложено $ 70. Ну и в этой ситуации есть желание сократить расходы, чтобы снизить дефицит», — говорит ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков. Он отмечает, что с одной стороны, Минфин разработал новую методику расчетов экспортной пошлины и НДПИ, чтобы зарабатывать больше: «А, с другой стороны — в той же нефтяной отрасли Минфин может пойти на изменение расчета формулы демпфера, чтобы меньше выплачивать нефтяным компаниям».

Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман считает, что рублёвые цены на нефть находятся на достаточно комфортном для нефтяников уровне и проблем с финансовыми или операционными результатами у компаний нет, что и позволяет правительству искать новые способы получить дополнительные деньги с нефтянки.

«Маржа нефтепереработчиков сегодня — 8 тысяч рублей на тонну. Раньше была меньше 2 тысяч. Если посмотреть, откуда берется такая маржа, — за счет демпфера. По сути, мы эту маржу нефтепереработчиков из бюджета платим», — заявил сегодня министр финансов Антон Силуанов. Он добавил, что изменения не приведут к неконтролируемому росту цен на топливо на внутреннем рынке.

Розничные цены на нефть являются крайне чувствительной темой для населения, говорит Сергей Кауфман: «На этом фоне в базовом сценарии мы полагаем, что в случае корректировки демпфера основной удар на себя примут нефтяники и независимые АЗС, а рост розничных цен на топливо будет близок к инфляции».

«Минфин прорабатывает изменение формулы, но пытается быть крайне осторожным, чтобы это не привело к росту цен для конечного потребителя внутри России и росту социальной напряженности», — согласен Игорь Юшков.

Источник: EADaily, 28.04.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики