Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Запахло серой: Европу подвели сменщики России

Запахло серой: Европу подвели сменщики России

Европе не хватает нефти, которую производят в России. Аналоги Urals есть на Ближнем Востоке, но Ирак приостановил поставки. Все это может привести к дефициту сырья на НПЗ и вынужденному прекращению их работы, что станет ударом по европейской нефтепереработке.

ПОДЛОЖИЛИ СВИНЬЮ

Европейские НПЗ начали испытывать нехватку среднесернистой нефти. Ранее ее основным поставщиком была Россия, но из-за санкций объемы упали более чем на миллион баррелей в сутки. Насколько можно видеть из оценок различных агентств, российский энергоноситель практически перестал поступать в ЕС еще в первом квартале 2023 года. Исключение составляли небольшие, но стабильные объемы по южной ветке "Дружбы", а также поставки в Болгарию.

Для оставшейся части Европы российскую нефть заменила ближневосточная — были увеличены поставки из Ирака и Саудовской Аравии. По данным Energy Aspects, с весны 2022 года ближневосточное сырье заменило не менее четверти прежних российских объемов.

Однако появилась новая проблема: с прошлого месяца поставки из курдского региона Ирака были остановлены. Речь идет о 450 тысячах баррелей в день, которые шли через турецкий порт в Средиземном море. Они ушли с рынка из-за разногласий между Турцией, Ираком и Курдистаном о распределении доходов.

Вроде бы небольшой объем. Однако сокращение весьма "удачно" совпало с ограничением производства нефти ОПЕК+, включая Россию. К июлю они уменьшат добычу примерно на 1,6 миллиона баррелей в день.

Таким образом, мир недосчитается уже более двух миллионов баррелей в сутки. Это закономерно вызывает рост цен. В Средиземноморье такие сорта, как иракский Basrah Medium, которые обычно были дешевле других из-за высокой сернистости, стали, по оценке трейдеров, даже слишком переоцененными.

ЗАПАХЛО СЕРОЙ

Российские и иракские сорта имеют одинаковую плотность и качество. Они схожи и по сернистости — количеству серных примесей. В зависимости от содержания серы меняется назначение сорта. Так, среднесернистую нефть используют азиатские НПЗ в качестве основного источника сырья. Европейские НПЗ работают как с малосернистыми сортами (Brent и и аналоги), так и со среднесернистыми.

Теперь Европу и Азию ждет жесткое нефтяное противостояние. "Азия может предложить более высокую цену за баррели, в результате возможно сокращение загрузки НПЗ в Европе", — пишет Bloomberg.

Проблема еще и в том, что ближневосточные производители сами начинают активно перерабатывать собственное сырье. У них остаются действующие контракты с другими покупателями, которые нельзя не исполнить. В результате объемы среднесернистой нефти на рынке падают.

ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ

Конечно, все это не означает, что Европа останется без нефти. Ощутимый дефицит этого сырья ожидается ближе к концу года, а пока легко можно найти замену.

"В первую очередь, это норвежские сорта, такие как нефть нового месторождения Johan Sverdrup, добыча на котором составляет 720 тысяч баррелей в сутки. Также это нефти стран Персидского залива, Казахстана, Азербайджана, западного побережья Африки", — сказал главный аналитик "Открытие Инвестиции" по нефтегазовому сектору Алексей Кокин.

Но, как мы знаем, дьявол кроется в деталях. Все упомянутые сорта дороже Urals. Последний торгуется с глубоким дисконтом к Brent из-за европейских ограничений и введенного в начале этого года "нефтяного потолка". С другой стороны, по сравнению с ценами Urals начала 2022 года, вероятно, речь идет о премии в 2-3 доллара за баррель, отметил аналитик.

В конечном итоге, необходимой сернистости можно достичь, просто смешав определенные сорта. Вопрос только, целесообразно ли это делать, ведь подобная смесь окажется существенно дороже.

ПЕРЕМЕШАТЬ ПОТОКИ

Не менее важно — имеет ли смысл везти ее в Европу.

"Раньше логистика поставок нефти регулировалась экономикой — Россия за счет короткого транспортного плеча поставляла ее в Европу, Ближний Восток — в Азию. Теперь всем рулит политика: российская нефть идет на азиатские НПЗ, ближневосточная — в Европу", — заявил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков.

Основная часть Urals с европейских рынков перенаправлена в Индию, остальные — в Турцию, Китай и другие страны Азии. Такие поставки занимают больше времени и требуют дополнительных танкеров, поэтому растет цена фрахта. Соответственно, стоимость самих поставок увеличивается.

Пострадавшими в текущей ситуации выглядят европейские НПЗ — они уже сейчас недозагружены и терпят убытки. Начиная с января прошлого года, средняя прибыль стандартного предприятия снизилась более чем на 70 процентов — до 3,56 доллара за баррель.

Все логично — на смену дешевой российской нефти пришла дорогая ближневосточная. Но и ее не хватает. Помимо развития собственной переработки, Ирак и Саудовская Аравия частично продолжают поставки на индийские НПЗ, откуда в Европу поступают готовые нефтепродукты. Чаще такая схема оказывается проще и дешевле для европейцев.

По мнению Юшкова, если так будет продолжаться, некоторые европейские НПЗ придется закрыть, что нанесет удар по нефтепереработке и лишит граждан и экономику дохода. Европе же придется покупать нефтепродукты из все той же российской нефти, но гораздо дороже. И никакой акции "две бочки по цене одной" не предвидится.

Автор: Роман Серов

Источник: ПРАЙМ, 25.04.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики