Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские АЭС за рубежом: пришёл, построил, запустил (аудио)

Российские АЭС за рубежом: пришёл, построил, запустил (аудио)

В конце июня в Москве будет зарегистрирована компания для сооружения АЭС за рубежом по схеме «строй-владей-эксплуатируй» (ВОО, build-own-operate)

Новая структура создается под строительство новых энергоблоков и АЭС более чем в 10 странах. Она будет эксклюзивным заказчиком оборудования и технологий, инвестором и собственником.

Именно по такому принципу реализуется проект АЭС «Аккую» в Турции. Сейчас российская сторона готовит площадку будущей первой турецкой АЭС, вложит 20 миллиардов долларов в четыре энергоблока, а по окончании их строительства станет собственником станции. Возможно, что по аналогичной схеме будут возведены АЭС в Армении и Иордании.

Для России это новая схема присутствия на мировом рынке ядерной энергетики, хотя она и является единственной страной, которая одновременно работает над атомными проектами более чем в 10 странах мира. Об этом сообщил «Голосу России» эксперт в области энергетики, президент Союза нефтепромышленников Геннадий Шмаль:

«Эта практика широко развита в мире в самых разных сферах. Сам строишь, сам финансируешь, какой-то период эксплуатируешь на правах собственника, пока не окупишь свои затраты. Затем передаешь объект на определенных условиях стране, где он построен. Проект интересный и выгодный обеим сторонам. Государство не вкладывает свои средства, но получает инфраструктурные объекты. А для компании это расширение рынка и укрепление своего влияния в мире». полагает, что прежняя схема также останется востребованной:

В Иране, Китае и Индии Россия построила АЭС по принципу «под ключ» (EPC, engineering-procurement-construction). Эта схема менее затратная с финансовой точки зрения, поскольку в отличие от ВОО-проекта не предполагает инвестирование строительства. Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов:

«Росатом объявил масштабные планы экспансии на зарубежные рынки. Однако с инвестициями в зарубежные проекты нужно быть крайне аккуратными. Почему? У Росатома очень масштабная программа развития АЭС внутри страны. И есть большие сомнения, что можно будет выполнить и программу развития атомной энергетики в России, и построить все станции за рубежом по ВОО-проекту. Тем более, мы понимаем, что сейчас из-за повышенных норм безопасности на АЭС после событий в Японии придется закрывать те старые станции на российской территории, которые ранее планировалось эксплуатировать более длительный срок».

После аварии на «Фукусиме» на всех российских АЭС были проведены дополнительные комплексные проверки на безопасность. Там смоделированы воздействия, которые испытала японская станция. Вывод однозначен: все блоки, в том числе вновь сооружаемые, — полностью защищены.

Если бы их перенесли на «Фукусиму», то они выдержали бы любые землетрясения и цунами, и никакого выхода радиации не было бы. Именно эти самые передовые технологии Россия и намерена продавать за рубеж. Примечательно, что после ядерного коллапса в Японии ни один партнер России не изменил планы сотрудничества с ней в области мирного атома. Между тем местным правительствам крайне важно, чтобы общественность была уверена в должных мерах безопасности при строительстве АЭС.

Напомним, после аварии на «Фукусиме» Россия предложила ужесточить международные требования безопасности к атомным станциям. Инициативы были сформулированы президентом Дмитрием Медведевым и поддержаны его коллегами на саммите G-8 во французском Довиле. Ожидается, что эти предложения используют при выработке новых законодательных и технических решений для будущего развития атомной энергетики. Этот вопрос станет центральным и на открывающейся на следующей неделе в Вене Генеральной конференции МАГАТЭ.

Автор: Владимир Федорук

Источник: Голос России, 11.06.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики