Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Темное царство Белоруссии (аудио)

Темное царство Белоруссии (аудио)

Россия сократила поставки электроэнергии в Белоруссию

В студии программы работает обозреватель Михаил Шейнкман.

Неученье — тьма

Можно много говорить о белорусских законах, об их демократическом качестве и политической избирательности, но один закон здесь действует так же, как и во всем остальном мире. Это закон сохранения. Это, когда в одном месте прибудет, то в другом непременно убудет. Хотя, казалось бы, что взять с Белоруссии, когда ей самой ничего не достается?

Но ведь не всегда нужно брать, если можно не дать. Девятого июня Минск подписал все необходимые документы на получение стабилизационного кредита ЕврАзЭС. Три миллиарда долларов с рассрочкой на 10 лет. Три транша в течение 3 лет. Первый перевод в 800 тысяч республика получит уже в июне. Это — плюс.

Но в этот же день Россия объявила о том, что почти на 50 процентов сокращает объем экспорта электроэнергии в Белоруссию. За долги в полтора миллиарда рублей. Это, естественно, минус. Власти Белоруссии не называют сроков и способа ликвидации задолженности, не комментируют последствия ограничения поставок.

Но представители «Белэнерго» уже собираются в Москву обговаривать график платежей. А так с Минском бывает крайне редко, когда Россия выдвигает ему финансовые претензии. Значит, понимают, что проштрафились. Хотя, наверное, у Лукашенко и сейчас есть соблазн заявить что-нибудь о кознях партнера, о его желании нагнуть или вообще устроить темную.

Но вряд ли батька на этот раз позволит себе гневный пафос. Ну, во-первых, за свет все-таки надо платить. А, во-вторых, первый транш стабилизационного кредита еще не поступил. Поэтому Минску надо быть весьма аккуратным в выражениях.

В Москве, кстати, утверждают, что энергосокращение абсолютно лишено какой-либо политической подоплеки. Об этом 9 июня сообщил министр энергетики России Сергей Шматко. По его мнению, это «обычная коммерческая операция», и «речь не идет о политических выводах». Министр подчеркнул, что белорусская сторона была заранее предупреждена об ограничении поставок и способна самостоятельно заменить «выпавшие объемы».

Напомним, что подобные инциденты между соседями возникали и прежде. Причем, каждый раз это сопровождалось информационными схватками, политическими скандалами. Но в итоге заканчивалось расплатой. И научиться бы Минску на своих ошибках. Не смог. Поэтому все в строгом соответствии с народной мудростью: неученье — тьма.

Впрочем, наверное, в той ситуации, в которой сейчас оказалась республика, сокращение энергопоставок — для нее не самая серьезная проблема. Тем более, не зима. Здесь есть вещи, которые угнетают гораздо сильнее. Девальвация, повышение цен, признаки социальной депрессии и полное бессилие власти. Ну, станет ко всему прочему еще и меньше света. Так, может быть, это и хорошо? Ведь многие здесь уже думают, лучше бы всего этого не видеть.

Наверное, в белорусском случае вынужденная экономия на электричестве — это и не так уж плохо. Опять же, хоть какой-то закон не вызывает нареканий. В смысле — закон сохранения энергии. К тому же, если Белоруссию и считают темным царством, то совсем не потому, что ей не хватает света.

Тему продолжит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Шейнкман: Россия на 50 процентов сократила поставки электроэнергии в Белоруссию. Может быть, в такой ситуации, в которой сейчас находится эта республика, Москва не должна была так поступать?

Симонов: Мы видим, что Белоруссия, к сожалению, не воспринимает сигналы, идущие из России. Ведь, по большому сету, уже многие годы Белоруссия живет за счет поставок дешевых энергоносителей из России. И, получая эти энергоносители по дешевым ценам, Белоруссия имеет наглость все время заявлять, что мы такие крутые, у нас свое экономическое чудо, мы вообще эту Россию готовы махнуть. Мы пойдем в Европу, мы пойдем в Китай, нам все рады и так далее. Берут энергоносители по смешным ценам, еще дают нам советы, учат жить и заявляют, что Россия не особо нужна.

Ситуация странная. Продолжать осуществлять поставки, кормить белорусскую экономику, да еще когда Белоруссия пытается нам себя поставить в пример — когда-то это должно было закончиться. Эта ситуация как раз и приходит. Поэтому не то, что мы подставляем ножку падающему. Дело в том, что долгие годы Белоруссия выживала только за счет того, что мы оказывали серьезные преференции. Но эти преференции заканчиваются. Пряников больше не будет.

Поэтому, я думаю, здесь нужно трезво смотреть на вещи. Когда в белорусской экономике нет денег, а Лукашенко говорит, что я собственность продавать не буду и ничего не получите. Ну, хорошо, ищи эти деньги, сокращай расходы, но плати за те же энергоносители хотя бы по тем ценам, которые ниже, чем, например, для европейского рынка. Хоть что-то оплачивай. Я думаю, что здесь эти жесткие меры по отношению к Белоруссии нужно воспринимать не как попытку подкараулить несчастье соседа, а просто как завершение сверхкомфортных условий жизни Белоруссии за наш счет.

Шейнкман: Белоруссия называет понижение цены на газ главным условием продажи «Белтрансгаза» российской стороне. Насколько это адекватный обмен?

Симонов: Я думаю, что можно связать вопросы стоимости газа со стоимостью компании. Но здесь надо не забывать, что тогда вторая половина «Белтрансгаза» не должна стоить 2,5 миллиарда долларов. Напомню, что первую половину «Газпром» купил за 2,5 миллиарда долларов. Вообще, мне такая цена изначально казалась немного завышенной. Теперь уж точно она мне окажется слишком большой. Если Белоруссия намерена получать газ по более дешевым ценам, она должна понимать, что тогда 2,5 миллиарда долларов за половину «Белтрансгаза» никто платить не будет.

Автор: Михаил Шейнкман

Источник: Голос России, 10.06.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики