Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Если мы слезем с нефтегазовой иглы, то просто без штанов останемся

Если мы слезем с нефтегазовой иглы, то просто без штанов останемся

Слезание с нефтегазовой иглы — это не самоцель российской экономики. В самом вопросе о нефтегазовой игле уже есть некое ожидание. И это величайшая глупость, потому что задача государства — иметь современную экономику и нормальные доходы бюджета.

Нефтегазовый комплекс — это и современная экономика, и нормальные доходы в бюджет. Это современная сложная отрасль, которая формирует спрос на соседние отрасли. В этом плане у нас совершенно идиотская картина, связанная с восприятием нефтегазовой промышленности как архаики, которой в современном мире заниматься не надо, а надо заниматься электросамокатами и экономикой впечатлений.

Между прочим, США сегодня добывают нефти и газа больше, чем Российская Федерация! Американцы за короткий период удвоили добычу нефти и выкидывают нас с европейского рынка. Там никто не стонет, что они, ой-ой-ой, сидят на нефтегазовой игле.

Если наши нефтегазовые доходы начнут сокращаться, это не предмет для гордости, это предмет для паники. Но к счастью, на самом деле этого не происходит. Да, нефтегазовые доходы отстают от плана. Но каким был этот план? Самое главное — вопрос правильный оценки.

В апреле опять вырос бюджетный дефицит. Но почему он вырос, прежде всего? Потому что расходы выросли. Да, нефтегазовые доходы отстают от плана, но в этом плане сравнение 2023 года с 2022 годом, а это некорректно.

2022 был фантастическим годом для нефтегазовой промышленности: цены выросли, спрос был высоким, резко выросли нефтегазовые доходы. Это был уникальный год по сравнению с 2021. Нужно и проводить сравнения с 2021, 2020, 2019 гг.

На основании расчётов можно сказать, что, например, рентные сборы с нефтяной отрасли за первые четыре месяца 2023 года выше, чем за первые четыре месяца 2021, 2020, 2019 годов. Да, они ниже 2022 года, но, повторюсь, тот год был уникален. Рентные сборы с газовой промышленности, несмотря на все сложности в 2023 году за первые четыре месяца также находятся на уровне выше, чем за первые четыре месяца 2021, 2020, 2019 годов.

Но увеличились демпферные выплаты, и это невыгодно бюджету. Минфин уже собирается сократить их в два раза.

Это некая эквилибристика с цифрами. Задача Минфина — увеличить налоги на нефтянку, поэтому он сознательно драматизирует ситуацию. Все эти цифры публикует министр Силуанов: упали нефтегазовые доходы, увеличился дефицит бюджета. За этим всегда следует: мы уже планируем повысить стоимость Urals, сократить демпфер, что выгодно бюджету. За всем этим всегда следуют очередные налоговые изъятия у нефтяных компаний.

Но причем тут нефтегазовая игла? Создайте помимо нефтегаза что-то другое, никто этого не мешает делать. Я, например, так и не пойму, почему в России так и не возникла, например, страховая компания, которая может страховать морские перевозки нефти. Это не вписывается в нашу экономическую концепцию? Почему в России на боку лежит судостроение? Какой был бы спрос сейчас на суда, которые могли бы российскую нефть в ту же Индию перевозить? Почему у нас этого всего нет? Это не вписывается в понимание российской экономики как там пятого индустриального уклада?

Но нет, мы слышим нытьё на тему, когда же мы слезем с нефтегазовой иглы. Это искусственно сформированное мнение, которое очень вредит нашей экономике. Если мы слезем с нефтегазовой иглы, мы просто без штанов останемся, а быть нищим всегда плохо.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Publico.ru, 18.05.2023

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики