Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Санкции ради санкций: чего добивается Запад на саммите G7

Санкции ради санкций: чего добивается Запад на саммите G7

Страны G7 и Евросоюза на саммите в японской Хиросиме в ожидании принятия декларации и 11-го пакета антироссийских санкций, в том числе запрещающего трубопроводные поставки нефти и газа из РФ, которые к настоящему времени и так не осуществляются. Таким образом Запад пытается внушить себе, что санкции живы, а заодно напомнить всем причастным о невозможности восстановления энергетического сотрудничества с Москвой. Так ли серьезны новые запреты и чего на самом деле добивается ЕС? В этих вопросах совместно с экспертами разбирался «ФедералПресс».

Запрещая возобновление трубопроводных поставок нефти в Европу по нефтепроводу «Дружба» и газа по газопроводу «Ямал-Европа», Запад лишает своих европейских партнеров соблазна восстановить когда-либо энергетические отношения с Россией и заручается гарантией того, что такой импорт не будет иметь место в будущем. Санкции затрагивают такие страны, как Польша и Германия, но не касаются Венгрии, Словакии и Чехии.

Германия и Польша получали российскую нефть, транспортируемую по северной ветке нефтепровода «Дружба», а Венгрия, Чехия, Словакия и Хорватия – по южной. Однако в начале этого года Германия по собственному желанию отказалась от данных поставок, а Польша, ранее требовавшая от немцев отказаться от российской трубопроводной нефти, хоть и не разорвала собственноручно заканчивающийся в конце 2024 года договор с «Татнефтью», но лишилась соответствующих поставок по решению российской стороны, которая не стала оформлять маршрутное поручение и документы на экспорт.

Эксперты, опрошенные «ФедералПресс», считают, что, по сути, страны Евросоюза, выступающие инициаторами данных запретов, опасаются возможного восстановления отношений между некоторыми своими членами с Россией.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков назвал новые санкции «цементирующими», направленными на закрепление ранее принятых решений и не дающих обратного хода тем странам, кто может образумиться и возобновить энергетическое сотрудничество с РФ.

«С одной стороны, это пакет санкций, который подразумевает закрытие лазеек, позволяющих обходить предыдущие пакеты санкций. А с другой стороны, это некий цементирующий пакет, который должен закрыть возможность восстановления отношений между Россией и Европой», – сказал он. – «Здесь можно усмотреть борьбу национальных правительств и наднациональной структуры – Евросоюза. Например, сейчас Германия не покупает российскую нефть, поступающую по «Дружбе», поскольку это ее собственное решение. В случае введения официальных санкций решение о восстановлении связей нужно будет согласовывать с Евросоюзом. Это удар по Германии и ее суверенитету. Польша (в данном случае выступающая инициатором. – Прим. ред.) таким образом цементирует ситуацию. <…> Немецкие НПЗ должны загружаться транзитом через Польшу. <…>То есть немцы будут зависимы от Польши. Поэтому Польше это выгодно».

Как считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович, Польша сейчас предлагает ужесточение санкций на уровне риторики, но, не будучи членом G7, вряд ли сможет играть роль бóльшую, чем в медийной повестке.

В настоящее время по северной ветке нефтепровода «Дружба» в Германию транспортируется нефть казахстанского происхождения. Причем Казахстан ежемесячно наращивает объемы прокачки. По данным казахстанской стороны, в апреле текущего года по системе магистральных нефтепроводов «Транснефти» в сторону пункта сдачи нефти «Адамова застава» на границе с Германией было транспортировано 50 тыс. тонн казахстанского сырья, что на 30 тыс. тонн больше, чем в марте этого года. Объемы небольшие, но и они могут внести сумятицу в поставки.

Как напомнил Станислав Митрахович, в настоящее время российская нефть не поступает по нефтепроводу «Дружба» в Германию. По крайней мере, официально.

«Злые языки говорят, что казахстанская нефть не отличима от российской, поэтому якобы поставки российской нефти продолжаются», – сказал он, напомнив, что поставки осуществляются в рамках своп-операций между Россией и Казахстаном: российская нефть поступает на Павлодарский НПЗ, часть казахстанской – идет в Германию через «Дружбу». – «Но, возможно, что имеет место виртуальный своп. Потому что отличить сорт российской нефти Urals от казахстанского Kebco довольно сложно».

По мнению эксперта, новый запрет больше будет полезен для западных компаний, собирающихся судиться с Россией в арбитражах.

«Наличие формальных запретов со стороны ЕС может в большей степени оправдать действия западных компаний. Возможно. Но так ничего не решает», – отметил Станислав Митрахович.

Отвечая на вопрос о том, сможет ли Будапешт блокировать решение ЕС о запрете возобновления трубопроводной поставки российской нефти, он сказал, что Венгрия не является участником «большой семерки» и скорее имеет влияние только на европейскую позицию.

По словам Игоря Юшкова, Венгрия будет блокировать то, что касается ее, как это уже было год назад – тогда из-за позиции Будапешта ЕС в течение месяца не мог принять шестой пакет антироссийских санкций, предполагавший введение эмбарго на поставки нефти из РФ, в итоге запрет коснулся лишь морской транспортировки.

«Я думаю, что сейчас не обсуждается полная блокировка нефтепровода «Дружба», так как Евросоюз понимает, что Венгрия будет его блокировать», – предположил он.

Комментируя аналогичные запреты, касающиеся поставок газа, Игорь Юшков отметил, что данное решение означает окончательный разрыв отношений между РФ и ЕС в газовой сфере.

«Я думаю, что Япония не будет подписывать документы, связанные с экспортом российского газа. Потому что Японии нужен газ с проекта «Сахалин-2» – от этого проекта японская сторона получает порядка 9 %. Я думаю, она не будет рисковать», – сказал он. – «Думаю, не G7, а Европейский союз будет постепенно идти к теме запрета российского СПГ. Такой вариант не исключен. Там может быть много нюансов. Какой СПГ считать российским? СПГ с «Ямала СПГ», который находится в портфеле Total, – российский газ или не российский? Это отдельный вопрос. Но что-то такое они будут запрещать. Просто по той причине, что, если конфликт еще не заканчивается, а ЕС обещает вводить новые санкции, то ему нужно что-нибудь новое. Это как раз касающееся газа».

Автор: Елена Бутырина

Источник: ФедералПресс, 19.05.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики