Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Русский Brent. Когда Россия перестанет продавать нефть по чужим ценам

Русский Brent. Когда Россия перестанет продавать нефть по чужим ценам

Президент РФ Владимир Путин дал поручение правительству уточнить способ, которым чиновники определяют цены на нефть и налоги для нефтегазовых компаний. Проработка этого решения может покончить с использованием системы расчетов, в основе которой лежит контролируемый США и Великобританией эталонный сорт нефти марки Brent, и переведет Россию на свой собственный отечественный индикатор (бенчмарк), рассказали aif.ru эксперты. 

Зачем что-то менять

Согласно перечню поручений, который президент Владимир Путин утвердил по итогам состоявшегося 11 апреля совещания по экономическим вопросам, правительству в срок до 30 июня поручено «обеспечить уточнение существующих и установление дополнительных индикаторов, используемых при определении цены на нефть для налогообложения нефтегазовых компаний». Как сказано в публикации на сайте Кремля, это нужно «в том числе в целях снижения размера скидки, применяемой к мировой цене на нефть».

От средней цены на нефть зависит сумма налога, которую государство начисляет нефтяным компаниям. В результате ценовой индикатор играет важную роль для наполнения бюджета России, а значит — для выплаты пенсий и зарплат бюджетникам. Последние годы среднюю цену на российскую нефть марки Urals для Минфина высчитывало международное ценовое агентство Argus, однако в 2022 году, после введения санкций, информация о реальных сделках перестала быть публичной.

«После того, как цена Urals от Argus перестала отражать реальность, Минфин перешел к новой модели цены для налогообложения — Brent минус 25 долларов, — пояснил управляющий директор “Газпромбанк Private Banking”, автор Telegram-канала TruEcon Егор Сусин. — Но 2 мая агентство Platts включило в корзину Brent дешевую американскую нефть марки WTI Midland, по сути, “разбавив” бенчмарк более дешевой нефтью».

В результате индикатор Brent снизился, а вместе с ним упала и привязанная к нему сумма налогов в бюджет России. По словам Егора Сусина, у российских властей есть только одно долгосрочное решение — перевести все расчеты на свой собственный бенчмарк нефти. Пока это решение прорабатывается, правительство может снизить дисконт к Brent с 25 долларов за баррель до 15-20 долларов. 

Почему Россия продает нефть по чужим ценам

Если бы задачу отказаться от Brent и перейти на свой собственный ценовой индикатор по нефти было просто решить, Россия сделала бы это еще много лет назад, отметил в разговоре с aif.ru эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Это сложная задача, поскольку она требует не только желания со стороны России, но и согласия со стороны основных покупателей российской нефти, таких как Индия или Китай, — объяснил эксперт. — Нужно будет договориться с ними о работе такого механизма, включая биржу. Это сложная работа, и проработка такого решения едва ли завершится до 30 июня, но это не значит, что к этому не надо стремиться. Идея очень разумная, просто отказаться от привычных схем ценообразования непросто».

В Налоговом кодексе специальными поправками были прописаны положения, согласно которым в расчете НДПИ для нефтяных компаний и обратного акциза на нефть с 1 апреля применяется цена Brent, уменьшенная в апреле на 34 доллара за баррель, в мае — на 31 доллар, в июне — на 28 долларов, а в июле — на 25 долларов за баррель.

«В качестве временного решения можно еще уменьшить скидку к Brent, прописав соответствующие изменения в Налоговом кодексе, — сказал Станислав Митрахович. — Тогда компании будут платить больше налогов в бюджет. А дальше надо будет работать на договоренности с покупателями нашей нефти».

Автор: Сергей Болотов

Источник: АиФ, 23.05.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики