Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Хочет денег. Киев просит сохранить транзит нефти и газа через Украину

Хочет денег. Киев просит сохранить транзит нефти и газа через Украину

На фоне СВО – невероятно. Но вполне очевидно, если речь – о солидном пополнении бюджета Украины. К тому же транзит в руках Киева – удобный инструмент для шантажа Брюсселя. Например, грозясь перекрыть "Дружбу", можно ускорить поставки оружия из ЕС.

Мораль Киева проста: и денег хочется, и не помешает Брюсселю быть угодным. Украина по-прежнему заинтересована в оказании транзитных услуг, чтобы пополнять казну. По примерным оценкам специалистов, Киев зарабатывает 180 миллионов долларов в год за транспортировку нефти и приблизительно один миллиард долларов за транзит газа. И это несмотря на резкое сокращение странами ЕС заявок на поставки углеводородов из России. Как же не воспользоваться такими обстоятельствами, подумали украинские власти и заявили, что настаивают на сохранении транзита энергоносителей через территорию страны, пишет газета Washington Post.

И даже на то обстоятельство, что Россия проводит СВО на Украине, в Киеве и в компании "Нафтогаз Украины" готовы закрыть глаза. Для разумности подобных заявлений, естественно, нашлись обоснования. Как пишет издание, украинские власти пытаются всех убедить в том, что такой подход дает им "рычаги воздействия" на Москву и сокращает площадь территорий, по которым ВС РФ могли бы нанести ракетные удары. То есть контракты Украины с Россией на транзит нефти и газа через свою территорию им как бы претят, но можно терпеть ради двойной выгоды.

В высказываниях Киева и Запада нет ничего нового, отметил в интервью радио Sputnik экономист, эксперт Финансового университета при Правительстве России и Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.

"Украина продолжает зарабатывать деньги, используя транзит российских углеводородов. Есть контракт по газу, детали которого не раскрываются. В конце 2019 года было подписано соглашение на пять лет. В общей сложности на семь миллиардов долларов... Есть страны, которым российская нефть очень нужна. Например, венгерская компания MOL около 80 процентов (от общих поставляемых объемов, – ред.) получила в прошлом году по "Дружбе", в 2023 году – где-то 50 процентов. У Украины есть еще такая мотивация, чтобы не подставлять страны, которые зависят от транзита через ее территорию. Есть риск, что им решение Киева о перекрытии транзита может не понравиться. Поэтому Украина и не торопится это делать", – уточнил эксперт.

По словам Станислава Митраховича, не исключено, что могут начаться суды, чтобы определить, будет ли Россия (согласно контракту) оплачивать весь транзит через Украину или только тот, что в действительности использовала, "прокачивая" энергоносители через эту страну за время проведения СВО.

Сейчас остро от поставок нефти из России зависят Венгрия, Чехия и Словакия. В интересах Киева – обеспечение бесперебойной транспортировки черного золота. Это позволит сохранять нормальные отношения с Евросоюзом, от которого зависят, в том числе, поставки вооружения. Сейчас Киев настаивает на сохранении транзита, но это не значит, что не будут пересмотрены планы потом, предполагает эксперт.

"Украинские власти могут решить, что готовы пошантажировать, в частности, Венгрию, да и в целом весь ЕС. У Киева логика может меняться в процессе. Сначала – зарабатывать деньги и лишний раз не ссориться с Европой, а потом – мол, давайте Европу попугаем снижением поставок российских энергоносителей, чтобы вынудить Брюссель, например, активнее оружие поставлять на Украину. Однако сейчас в Европу российских углеводородов идет заметно меньше. Поэтому отказ от транзита сегодня становится уже не очень эффективен. Возможно, сейчас Киев вернулся к идее, что ЕС сильно не напугаем, а с Венгрией, Чехией и Словакией лишний раз поссоримся", – предположил экономист.

По оценкам же западных экспертов, на которых ссылается Washington Post, если бы Киев действительно хотел перекрыть транзит через Украину, то давно бы уже это сделал, не обращая внимания на реакцию России и мнение Евросоюза. А раз по сей день нефтяные и газовые магистрали действуют, значит это кому-то в Киеве очень нужно. Поэтому ссылки на боевые действия и какие-либо другие обстоятельства сейчас выглядят нелепо.

Автор: Олег Обухов

Источник: Радио Sputnik, 24.05.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики