Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США предложили Армении свои АЭС

США предложили Армении свои АЭС

Армения может перейти на производство электроэнергии с помощью американских малых модульных ядерных реакторов, которые США готовы поставить в страну для снижения "энергетической независимости и от России и Китая".

США готовы построить свои малые модульные ядерные реакторы в Армении и других государствах Евразии, сообщила на слушаниях в комитете по иностранным делам Палаты представителей Конгресса США координатор программ помощи американского правительства Европе и Евразии Мария Лонги.

"В ряде стран, включая Армению, мы оцениваем осуществимость [создания] малых модульных ядерных реакторов, строящихся с использованием американской технологии и способных привести к большей энергетической независимости и от России, и от КНР" - Лонги

Деталей чиновница, работающая в структуре Госдепартамента, не приводит, однако известно, что по оценке Всемирной ядерной ассоциации, небольшие ядерные реакторы мощностью менее 300 МВт могут оказаться дешевле не только по абсолютной стоимости, но даже в пересчете на единицу электричества, потому что требуют меньше систем безопасности и охлаждения. Ожидается, что к 2030 году в мире будет построено от 40 до почти 100 таких реакторов, а несколько европейских компаний и институтов разрабатывают и концепт микро-реакторов мощностью около 4 МВт на урановых батареях.

Напомним, действующая в Армении Мецаморская (Армянская) АЭС должна была закрыться в 2016 году, но благодаря масштабным работам по модернизации и переоснащению срок ее эксплуатации был продлен до 2026 года. В то же время еще в феврале 2018 года армянские власти заявляли о том, что Армении может быть выгодна АЭС модульного типа, состоящая из небольших реакторов.

Армении невыгодно брать американские реакторы

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" обратил внимание, что США не предлагают Армении малые ядерные реакторы в подарок – они предлагают купить их за полную цену, то есть преследуют собственный бизнес-интерес. В то время как у Еревана может не оказаться денег на дорогостоящую американскую технику.

"Вопрос о реалистичности появления в Армении американских малых ядерных реакторов в конечном счете сводится к экономике. Американцы хотят сделать вид, будто они дают постсоветскому пространству, в данном случае Армении, все возможности для развития, "берите-соглашайтесь, лишь бы не сотрудничали с Россией", но на практике речь идет не о безвозмездной передаче реакторов. Это как с СПГ: американские политики утверждают "Мы в Европу отправили сжиженный природный газ", а в реальности европейские компании по коммерческим ценам купили СПГ, произведенный в США. Говоря о реакторах, американцы хотят, чтобы правительство Армении их купило", - пояснил он.

США не конкурент "Росатому"

"Если США предлагают строить АЭС с помощью американских компаний, то хотят, чтобы Армения все оплачивала из своего кармана. Это точно не выгодное для Еревана предложение по сравнению с тем, что предлагает клиентам "Росатом". Напомню, что "Росатом" дает полный цикл: он может сам все спроектировать и построить, предоставить реактор, привезти атомное топливо, а если нужно, то эксплуатировать АЭС и забирать отработанное ядерное топливо. Причем это единственная компания в мире, которая работает абсолютно во всех сегментах ядерной энергетики. У остальных разделение по сегментам: либо строительство АЭС и ее эксплуатация, либо производство ядерного топлива и его вывоз в отработанном виде. А "Росатом" еще и договаривается о государственном кредите, так что покупателю остается только сказать "Хорошо, мы строим АЭС, поставьте ее здесь"", - подчеркнул Игорь Юшков.

"С точки зрения экономики предложение "Росатома" вряд ли американские компании могут перебить. Другой вопрос – политического выбора. Мы видим, что нынешнее руководство Армении во главе с Николом Пашиняном далеко не ориентированы на Россию, а скорее ориентированы на Запад. Если они отвергнут сотрудничество с "Росатомом" и заявят, что американцы им построят новую АЭС, это будет исключительно политическое решение, причем с высокой ценой для армянского бюджета. Экономически любые американские варианты будут проигрывать российским предложениям", - отметил экономист.

"У Армении есть опыт благодаря АЭС в Мецаморе, но американские проекты оставляют множество вопросов. К примеру, куда Ереван будет девать отработанное ядерное топливо? Американцы, насколько я помню, не забирают его. Значит, Армении придется строить еще и хранилища отработанного ядерного топлива, которые будут постепенно разрастаться. Топливо придется покупать только в США под американские реакторы. Это все деньги, и деньги большие. АЭС на стадии создания – чрезвычайно дорогостоящий проект. В дальнейшем ежесуточная себестоимость производства электроэнергии на АЭС низкая, но перед запуском приходится вкладывать в станцию десятки миллиардов долларов. Поэтому главный вопрос – есть ли у Армении на это деньги?" – заключил Игорь Юшков.

Авторы: Андрей Петров, Евгений Николайчук

Источник: Вестник Кавказа, 24.05.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики