Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа ищет замену российскому газу в Африке. Найдет ли?

Европа ищет замену российскому газу в Африке. Найдет ли?

Поставки голубого топлива из Египта, Алжира и даже из стран восточного Средиземноморья – Израиля, Кипра – могли бы облегчить ситуацию на газовом рынке Европы. Насколько сильно это поможет Старому свету, и что мешало сделать это раньше?

С 2022 года страны Евросоюза активно ищут новых поставщиков газа, которые могли бы хотя бы частично заменить РФ. Все чаще нефтегазовые компании и политики Старого света обращают свой взор на страны Северной Африки. Речь идет не только об углеводородах из Алжира, которые он традиционно поставляет в Европу по трубопроводам в Испанию, но и в виде СПГ. Интерес представляет собой и Египет, который не так давно начал добычу на шельфе, чтобы удовлетворить спрос на собственном рынке и готов продавать излишки в другие государства.

Как недавно заявил гендиректор египетского Управления по регулированию газового рынка Карем Махмуд, европейские страны серьезно заинтересованы в развитии инфраструктуры газовой отрасли Египта и рассматривают его в качестве альтернативы российским углеводородам.

Значит ли это, что европейской экономике можно выдохнуть, а предприятиям и домохозяйствам больше не переживать о росте цен за коммунальные услуги? 

Газ есть, но достанется ли он Европе?

На недавнем заседании парламентского комитета по энергетике и окружающей среде Египта Карем Махмуд отметил, что Каир располагает достаточно развитой и привлекательной инфраструктурой по газодобыче и его транспортировке, которая не имеет себе равных на Ближнем Востоке и в Средиземноморском регионе.

Гендиректор египетского Управления по регулированию газового рынка также сообщил, что его ведомство уже получило "от европейских стран гранты на проведение исследований по развитию производственных мощностей отрасли". Явное доказательство того, что Евросоюз хочет наладить поставки голубого топлива в Старый свет из Египта как можно быстрее.

В целом, предпосылки для этого есть. Египет и правда в последнее десятилетие превратился в серьезного игрока на энергетическом рынке, по крайней мере, в Средиземноморье. Если верить Статистическому обзору энергетики BP за 2022 год, то Египет на втором месте по добыче газа во всей Северной Африке (на первом месте – Алжир), на его долю приходится около 1,7% доказанных мировых запасов. В 2021 году страна добыла 67,8 млрд газа. Для сравнения: в этом же году Россия поставила в страны ЕС около 150 млрд кубометров. 

Более того, в декабре 2022-го американская нефтегазовая компания Chevron открыла новое месторождение "Наргис" у берегов Египта, запасы которого могут содержать около 99 млрд кубометров газа. В мае 2023-го министр нефти и минеральных ресурсов Египта Тарик аль-Мулла сообщил, что запасы могут быть явно больше. Возможно, столько же, сколько и в другом месторождении, которое Каир в последние годы активно разрабатывает – "Зохр" (850 млрд).

Говоря проще, в Египте газ есть, он не полностью заменит российские объемы, но величины очень серьезные. Выходит, Европа, если добавит к ним и других поставщиков в лице того же Алжира, может не переживать о дефиците. Безусловно, Египет сейчас добывает много. Стране хватает и для внутреннего рынка, и даже есть объемы на экспорт (в 2022 году продал 8 млн тонн СПГ). Это неплохо для государства, которое перешло на самообеспечение газом только в 2018 году.

Но есть одна маленькая деталь. Египту газ, так уж вышло, тоже нужен. Причем много. Спрос на внутреннем рынке растет, а месторождения имеют свойство истощаться, нужно искать новые, инвестировать в разведку и бурение. Египет сейчас потребляет около 61,9 млрд кубометров в год, а добывает, судя по отчетам Центра информации и поддержки принятия решений Кабинета министров, около 69,2 млрд кубометров. Выходит, "свободного" газа, в том числе и для Европы, не так уж много, а потенциал наращивания экспорта во многом зависит от поиска новых месторождений.

Надеяться исключительно на Алжир для Европы тоже было бы слишком наивно. Да, там есть рост экспорта голубого топлива, но с оговорками. Экспорт СПГ из Алжира вырос до 2,8 млн тонн в I квартале этого года. По данным Организации арабских стран-экспортеров нефти (OAPEC), это почти на полмиллиона тонн больше показателей того же периода 2022 года.

В апреле 2022 года итальянская компания Eni подписала с алжирской Sonatrach несколько договоров направленных на увеличение поставок газа в Италию и Европу в целом. Считается, что Eni сумеет увеличить импорт из Алжира начиная с осени 2023 года.

Но это СПГ. А ведь есть еще поставки по трубопроводам, и вот с ними все не очень хорошо. В ноябре 2021-го Алжир остановил прокачку газа по трубопроводу MGE (идет через Марокко в Испанию) из-за территориальных споров с Марокко. Это примерно 8 млрд кубометров в год. Да, часть этого объема получилось "раскидать" на другой газопровод Medgaz и на поставки СПГ, но в целом по общему объему экспорта страны это все же ударило.

Экспорт, кстати, в принципе в последние годы падает. Если в 2016 году Алжир продавал 55-60 млрд кубометров в год, то в последние годы – 30-40 млрд кубометров. И, кстати, спрос на газ в самой североафриканской стране тоже растет – другими словами, есть если не предпосылки для дальнейшего сокращения экспорта, то как минимум удержания его на нынешних отметках. Это не считая того, что Sonatrach заключает долгосрочные контракты с нефтехимическим гигантом КНР – Wanhua Chemical (правда, объемы поставок пока неизвестны).

"Египет и Алжир, в целом, добывают примерно одни и те же объемы. Для Каира это уже повод для радости, поскольку до этого момента он то становился экспортером, то газа сильно не хватало, и он сам его закупал. Алжир, конечно, продает большие объемы, но и там свои проблемы, в первую очередь – недоинвестирование проектов. Долгие годы в стране работала система, при которой в каждом нефтегазовом проекте госкомпания должна была иметь контрольный пакет акций. Не всем иностранным инвесторам это нравилось. Им было проще вложить деньги в проекты других стран, где заработок в итоге был явно выше.

Если ЕС разворачивается в Африку, то будет временной лаг – пока появятся новые объемы СПГ. Европейские компании начнут вкладывать в добычу Алжира, но она вырастет не сразу. В целом же, Алжир вообще не добывает таких объемов, которые РФ поставляла на рынок ЕС – около 100-150 млрд кубометров в год. Европа может рассчитывать лишь на небольшую прибавку, причем в условиях прироста инвестиций", – рассказал Baltnews аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Израильский СПГ не панацея

На Ливию, пожалуй, надеяться тоже не стоит. Просто потому что там хоть и есть внушительные запасы газа и нефти, но гражданская война не утихает. Сегодня там работают коммуникации, доставляющие углеводороды в Италию, а завтра нет. Выходит, на севере Африки в качестве поставщиков газа для Европы больше никого не остается.

Можно переместиться на восток Средиземноморья – к берегам Израиля и Кипра. Там добыча газа тоже увеличивается, а Тель-Авив наращивает экспорт углеводородов. Казалось бы, вот оно – спасение для Европы. Раз уж Алжир и Египет вместе взятые не могут полностью заменить Россию, Израиль добавит нужные объемы. Но и тут не все просто.

С одной стороны, израильское месторождение "Левиафан" набирает вес. По данным министерства энергетики и инфраструктуры Израиля, объем экспорта с этого месторождения в Египет и Иорданию по итогам 2022-го увеличился до 9,21 млрд кубометров. Для Египта это рост поставок на 37%, а для Иордании – на 16%. Это при том, что Израиль полностью удовлетворяет свои потребности в голубом топливе. С другой стороны, одно дело продавать газ ближайшим соседям, которые рядом, а другое – найти десятки миллиардов кубометров для европейского рынка, да еще и создать инфраструктуру для доставки таких объемов.

Как рассказал в беседе с Baltnews директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов, поставки израильского газа в страны ЕС – это старая тема, которую обсуждают уже десяток лет, но реальных шагов, как и больших объемов, не видно.

"Есть нерешенный вопрос доставки газа. Построить газопровод по дну Средиземного моря от месторождений в восточном Средиземноморье до берегов Кипра, а затем и до Греции – это колоссальные затраты, которые серьезно поднимут цену доставляемых по такой коммуникации углеводородов. Неизвестно, захотят ли европейские потребители покупать подобный газ", – говорит эксперт.

Безусловно, углеводороды с "Левиафана" можно доставлять на СПГ-терминалы Египта – один в Дамиетте (SEGAS LNG) и один в Идку (Egyptian LNG). Но Каиру, вообще-то, и свои объемы для регазификации тоже нужны. Ни о какой речи замены российских объемов за счет поставок с таких объектов СПГ в Европу не идет и речи.

"Израиль, в теории, мог бы построить свой терминал или плавучую установку по регазификации, но пока таких работ не ведется. Да и объемы, опять-таки, не те, чтобы ЕС мог говорить о замене российских трубопроводов. Максимум, на что пока можно было бы рассчитывать за счет такого проекта – 10 млрд кубометров в год. Но это если найдутся инвесторы и банки, готовые выдавать кредиты под создание подобной инфраструктуры", – считает Сергей Правосудов.

Автор: Илья Круглей

Источник: Baltnews.com, 26.05.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Текущая ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктов
Преодоление санкций 2022-2024 годов - важнейшее испытание для российской нефтяной индустрии. После того, как США, Великобритания, ЕС и G7 ввели запрет на закупки российской нефти и нефтепродуктов (за некоторыми исключениями) и механизм потолка цен, Россия смогла найти альтернативные варианты продаж в странах, которые теперь принято называть «глобальным югом». Однако важно рассмотреть экспорт в деталях. Что мы и делаем и новом докладе ФНЭБ.
Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики