Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Дружба» качает убытки

«Дружба» качает убытки

Минск хочет повысить тарифы на транзит нефти

Белоруссия, лишившаяся из-за санкций доходов от транзита российской нефти по северной ветке нефтепровода «Дружба», хочет компенсировать потери. Минск планирует поднять тариф на прокачку по северной и по южной веткам нефтепровода. Если предложение будет согласовано, поставки подорожают не только для Германии и Польши, куда сейчас идет исключительно казахстанская нефть, но также для Чехии, Словакии и Венгрии. В итоге, полагают эксперты, все эти страны могут начать искать альтернативные источники сырья.

Как стало известно “Ъ”, оператор белорусского участка нефтепровода «Дружба» «Гомельтранснафта Дружба» 26 мая обратился в «Транснефть» с предложением повысить тарифы на транспортировку нефти с 1 июля на 84% к действующему уровню. Как указывается в письме, копия которого есть у “Ъ”, повышение позволит обеспечить безубыточную работу компании в 2023 году и сохранить для нее возможность дальнейшего развития. В «Транснефти» “Ъ” подтвердили получение письма от белорусского оператора, отказавшись от подробных комментариев.

Нефтепровод «Дружба» идет по территории России до белорусского Мозыря, а в Белоруссии разветвляется на две нитки: северная идет в направлении Польши и Германии, а южная — через Украину в Чехию, Словакию, Венгрию и Хорватию. Как поясняют источники “Ъ”, повышение тарифа предполагается на обоих направлениях.

Так Белоруссия пытается компенсировать потерю объемов на северном направлении после того, как в начале года Германия и Польша остановили импорт российской нефти и начали закупки нефти из Казахстана в гораздо меньших объемах. В целом по итогам года поставки из Казахстана вряд ли превысят 1 млн тонн, что примерно в 20 раз меньше, чем прежде поставлялось из России.

В «Гомельтранснафта Дружба» отметили, что в текущем году из-за санкций со стороны Европы поставки российской нефти по территории Белоруссии значительно сократились. В частности, грузооборот за первые три месяца года по транзитным направлениям оказался на 38,6% ниже уровня, заявленного «Транснефтью» при плановом пересмотре тарифов, а в направлении Польши и Германии — на 55,2%.

В целом в январе—марте прокачка по системе «Дружбы» упала в 4,7 раза, в том числе в направлении Польши и Германии — в 12,1 раза к уровню прошлого года. В январе—июне отрицательная динамика сохранится (снижение в 5,3 и 16,6 раза соответственно). По итогам года Минск прогнозирует падение уровня транзита нефти на 45,9% относительно заявленных при пересмотре ставок показателей, а в направлении Польши и Германии — на 71,2%.

В письме «Гомельтранснафта Дружба» говорится, что снижение грузооборота приводит к убыточности компании: по итогам первого квартала убыток составил 329 млн руб., а по итогам первого полугодия может вырасти до 1,26 млрд руб. При этом компания пытается повысить эффективность, повторно увеличив тарифы на внутреннюю транспортировку нефти на белорусские НПЗ и оптимизировав численность сотрудников.

С аналогичной просьбой о повышении тарифа уже выступала «Укртранснафта» — оператор украинского участка «Дружбы». Компания подавала заявку на двухэтапное подорожание транспортировки с текущих €13,6 до €21 за тонну с 1 августа, но в итоге Киеву удалось согласовать повышение только на 25% c 1 июня, до €17. Это уже второе повышение ставки с начала года: с 1 января тариф в направлении Словакии и Венгрии вырос на 18,3%, до €13,6 за тонну.

По мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, требования Белоруссии с учетом резкого падения прокачки по северной ветке логичны. Фактически страна оказалась перед выбором: в несколько раз поднять тариф только по северной ветке, где резко снизилась прокачка, или увеличить его не так сильно, но на обеих ветках. В первом случае для Казахстана станет невыгодно поставлять свою нефть через «Дружбу», и поставки, скорее всего, развернутся на Усть-Лугу, откуда нефть будет экспортироваться морем. Во втором случае рост стоимости прокачки делает менее привлекательным поставки через Белоруссию и для потребителей на южной ветке, которые начнут задумываться об альтернативах.

Автор: Ольга Мордюшенко

Источник: Коммерсантъ, 31.05.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики