Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Стоимость бензина обратила на себя внимание

Стоимость бензина обратила на себя внимание

Что происходит с биржевыми и розничными ценами на топливо

Рост цен на бензин привлек внимание правительства, но участники рынка уверены, что повода для серьезного беспокойства нет. Ранее вице-премьер Александр Новак поручил обеспечить равномерные продажи топлива на бирже для покрытия спроса на внутреннем рынке, включая независимые АЗС. В мае биржевые цены на бензин в России приблизилась к абсолютным максимумам. Стоимость 92-го на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой превысила 53 тыс. руб. за тонну. Цена 95-го в моменте превышала отметку в 62 тыс. руб.

Котировки растут с середины апреля: на фоне начала ремонта на нефтеперерабатывающих заводах снизился объем продаж, кроме того, Минфин предлагал снизить демпфер вдвое с июля.

Скачок цен подстегнули и сообщения о возможном запрете на экспорт бензина, напомнил руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник:

«Свою роль сыграли и заявления властей о том, что будет меняться демпфер. Кроме того, ремонт заводов повлиял на ситуацию, так что в целом в оптовом звене возник определенный ажиотаж. Также сейчас идет посевная кампания, эта составляющая тоже важная. И спрос со стороны обычных автомобилистов растет, естественно, ведь начался летний сезон.

Спекулятивные настроения подогрели и слухи о том, что будет введен запрет на экспорт бензина и дизеля. Такая мера действительно предполагается, но она не будет тотальной, а может распространиться на определенные объемы.

Между тем Росстат фиксировал в последнюю отчетную неделю по маю рост бензина в розничном звене практически в 70 субъектах России, но он незначительный.

С другой стороны, регуляторы предпринимают меры, и резервов достаточно, так что я не вижу здесь проблемы.

По итогам года мы, наверное, уложимся в рамки инфляции. В прошлом, кстати, это произошло с большим запасом».

Для стабилизации цен профильные ведомства предложили правительству поднять нормативы торговли топливом на бирже. Речь об объеме, который нефтяники должны продавать оптом, а не через прямые двусторонние контракты. Такой подход, как ожидают власти, должен сделать ценообразование более прозрачным.

Вместе с тем, по данным СМИ, ФАС предлагает поднять норматив для бензина с 12% до 15%, для дизеля — с 8,5% до 10,5%. У Минэкономразвития план схожий, но для дизеля там предлагают планку в 11,5%, сообщали «Известия» и «Интерфакс». Как отмечается, из-за роста котировок страдают оптовые покупатели, например, небольшие сети АЗС.

В прошлом году нормативы уже повышали на 1%, но сейчас столь несущественные изменения вряд ли будут эффективны, отметил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов:

«Обычно у нас такие заявления заканчиваются корректировками на 0,5-1%. Мы считаем, что этого недостаточно, нормативы должны быть, по крайней мере, вдвое увеличены. Или, например, можно в период высокого спроса иметь увеличенный показатель, в остальное время — низкий, чтобы не было такой волатильности, которую мы наблюдаем. На розничную цену это не может повлиять сразу же.

Например, если увеличивается даже вдвое биржевая цена по 92-му бензину с 20 тыс. руб. на тонну до 40 тыс. руб., а при этом его стоимость на заправке составляет 47 руб., то у вас очень большой запас прочности по маржинальности. Просто разница между оптовой ценой как вначале, так и впоследствии, очень большая.

Я до сих пор считаю, что по всем видам топлива эта разница остается. 95-й бензин подбирается к значениям, которые уже вызывают озабоченность. Кроме того, не нужно забывать, что все АЗС так или иначе создают запасы. Соответственно, вы можете бензин различной маркировки и дизельное топливо покупать тогда, когда их стоимость ниже. И последнее — если крупные нефтяные компании не будут повышать цены, то и независимая розница этого делать не станет».

Если темпы роста биржевых цен сохранятся до конца года, бизнес независимых АЗС может сильно пострадать, заметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша:

«Во-первых, речь шла о том, что необходимо увеличить объем продаж на бирже. Во-вторых, одной из рекомендаций Минэнерго было снизить экспорт. И вот с этим пока не справляются. Между тем по дизелю все достаточно стабильно. Введение норматива может помочь, но, честно говоря, правительство против его увеличения. У нас и сейчас целый ряд заводов продает существенно больше.

Нужно, чтобы оптовые и розничные цены росли в пределах инфляции. К сожалению, первые это делают более высокими темпами с соответствующим результатом для независимых игроков. Да, 2022-й позволил скомпенсировать те убытки, которые возникли годом ранее, и даже какие-то деньги остались для инвестиций, для развития.

На сегодняшний день пока все нормально, но, если рост цен продолжится, то мы столкнемся с негативными последствиями для независимой розницы.

Для потребителя все будет нормально, потому что все-таки конкуренция сдерживает рост цен».

О том, что российское правительство допускает введение запрета на экспорт бензина, чтобы предотвратить дефицит топлива, изначально писал Reuters. В Минэнерго незадолго до этого заверили, что перед сезоном ремонтов на НПЗ компании создали запасы бензина в объеме 1,9 млн тонн и «этого достаточно».

Кроме того, в ведомстве подтвердили, что предложат ограничить экспорт бензина и дизеля в зависимости от ситуации на внутреннем рынке. 

Автор: Елизавета Скобцова

Источник: Коммерсантъ FM, 04.06.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики