Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как изменится нефтяной рынок под ОПЕКой стран соглашения?

Как изменится нефтяной рынок под ОПЕКой стран соглашения?

Страны ОПЕК и другие нефтедобывающие страны, участвующие в соглашении о сокращении добычи нефти, договорились снизить квоту на 1,6 млн баррелей в сутки с 1 января 2024 года. Итоги соглашения на телеканале «МИР 24» обсудили с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем Юшковым.

Снижение добычи нефти на 1,6 млн баррелей в сутки – это много или мало? Насколько существенно это повлияет на нефтяной рынок?

- Важно отметить, что это снижение будет происходить уже сейчас, в определенной степени оно уже произошло. Речь идет о том, что есть квоты – некий верхний предел, больше которого странам-участникам ОПЕК+ добывать нельзя. Но в феврале этого года российский вице-премьер Александр Новак объявил, что Россия с марта начнет сокращать добычу на 500 тысяч баррелей помимо квот. То есть это дополнительный, добровольный объем сокращения для того, чтобы поддержать цены. В нашем случае это еще и мера по сокращению скидки на российскую нефть, чтобы мы больше денег за нее получали.

Но вслед за нами в начале апреля множество других участников ОПЕК+ тоже объявило о том, что они, помимо квот, произведут дополнительное сокращение объемов производства. Мы на 500 тысяч баррелей, а они вместе, прежде всего Саудовская Аравия, Ирак, Объединенные Арабские Эмираты, – на те самые 1,1 млн. Суммарно получается 1,6 млн. Но с 2024 года эти дополнительные добровольные сокращения станут квотами, поэтому в 2024 году будет просто переформатирование сделки. Посмотрят, кто сколько добывает на текущий момент, и эти рубежи сделают новыми квотами. Потому что сейчас возникает некая путаница: где квоты, кто сколько добывает и сколько реально сокращает и прочее. Это попытка наведения порядка внутри сделки ОПЕК+.

Но, в целом, эти объемы – это много для мирового рынка, и они призваны поддержать цены и вывести их в коридор от 80 до 90 долларов за баррель.

Подробнее о цифрах: кто и насколько сократит их? Зачитаю, чтобы не ошибиться: «Саудовская Аравия, Ирак и Кувейт сохранят добычу на текущем уровне, квоты ОАЭ увеличатся на 200 тысяч баррелей в сутки, при этом квота России снизится на 650 баррелей в сутки, Азербайджана – на 133 тысячи, Нигерии – на 362 тысячи, Анголы – на 175 тысяч, Малайзии – на 166 тысяч баррелей в сутки». То есть почти все сокращение обеспечат Россия и Азербайджан, Малайзия и страны Африки. Можете объяснить, почему именно так?

- Это попытка привести квоты к реальным объемам производства. Дело в том, что даже в 2021 году множество стран ОПЕК+ не выбирали свою квоту – они добывали меньше, чем им разрешалось, по разным причинам. У кого-то из-за естественного истощения месторождений. Некоторые наши проекты тоже перешли в стадию естественного истощения, например, в прошлом году даже проект «Сахалин-1» полгода практически не работал. Так что нас не ужимают с нынешних объемов добычи, просто наша квота больше, чем мы сейчас добываем, и эту квоту приведут к нынешнему объему добычи.

Многих беспокоит диспропорция Саудовской Аравии, потому что с 2016 года, с момента организации ОПЕК+, у нас всегда были примерно одинаковые квоты с Саудовской Аравией, мы основные игроки в этом соглашении. Теперь их квота будет больше, потому что они реально могут добывать, но они компенсируют это тем, что с июля еще на миллион баррелей сократят свою добычу. Они добровольно толкнут цену вверх, и получится, что мы сейчас добываем около 9,5 млн баррелей, а они с июля сократят до 9 млн. Мы на протяжении 2023 года хотим сохранять сегодняшний объем добычи. Поэтому здесь никто не оказывается в каком-то обидном положении, все принимают свои усилия в стабилизации рынка.

Какие еще страны СНГ участвовали в этом соглашении?

- Азербайджан, Казахстан и все основные производители нефти. Большинство участников – внутри сделки, потому что все заинтересованы, чтобы рынок был стабилен, чтобы не было сверхнизких цен, но они и не уходили бы очень высоко. Когда нефть очень дорогая, это приводит к сокращению объемов потребления. Люди и компании не могут себе позволить потреблять много нефти, поэтому консенсус – это цены на нефть от 80 до 90 долларов за баррель. При этих ценах все верстают свои бюджеты, в том числе страны СНГ, Россия, Саудовская Аравия. Не очень высокая цена позволяет и наращивать объемы потребления.

Говорить о том, что кто-то выиграл больше или меньше, не приходится?

 

- Нет, здесь мы видим взаимовыгодное сотрудничество. В преддверии саммита стран ОПЕК+ в западной прессе выходили публикации о том, что якобы Саудовская Аравия обиделась на Россию, а Россия не выполняет свои обязательства по добыче, сделка разваливается и так далее. Но это была спланированная информационная атака. Если бы соглашение ОПЕК+ развалилось, тогда все участники добывали бы по-максимуму, был бы переизбыток предложения на рынке, и цены бы упали, что выгодно исключительно странам-потребителям, то есть США и странам Европы.

Автор: Дарья Малеева

Источник: МИР 24, 06.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики