Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: «Газпрому» не дадут купить E.ON Ruhrgas, да он ему теперь и не нужен!

Симонов: «Газпрому» не дадут купить E.ON Ruhrgas, да он ему теперь и не нужен!

"Третий энергопакет" Евросоюза создал новые реалии, весьма выгодные для России, считает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Ведь, чтобы иметь доступ к трубе, ею уже не надо владеть.

Если "Газпрому" предложат стать стратегическим акционером крупнейшей немецкой энергетической компании E.ON или ее дочерней фирмы E.ON Ruhrgas, в Москве внимательно изучат это предложение. Заявив об этом в интервью газете Süddeutsche Zeitung, председатель правления "Газпрома" Алексей Миллер вновь подогрел слухи о возможной широкомасштабной экспансии российского полугосударственного гиганта на европейском энергетическом рынке. А что думают об этом независимые эксперты в Москве? На вопросы Deutsche Welle ответил основатель и генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов.

Deutsche Welle: Насколько реалистичным представляется вам сценарий вхождения "Газпрома" в акционерный капитал немецких компаний E.ON или E.ON Ruhrgas?

Константин Симонов: Должен сказать, что заявление Алексея Миллера прозвучало довольно неожиданно. Ведь сегодня одобрение регуляторами Европейского Союза любых сделок по вхождению "Газпрома" в европейский энергетический бизнес выглядит весьма проблематичным. После принятия в ЕС целого ряда документов, прежде всего той директивы, которая известна как "Третий энергетический пакет", ситуация радикально изменилась.

Соответственно "Газпрому" тоже следовало бы поменять свою концепцию взаимодействия с европейскими компаниями. Ведь долгое время стратегия Владимира Путина и "Газпрома" сводилась к простой идее обмена активами. "Газпром" стремился войти в акционерный капитал европейских газораспределяющих компаний, чтобы иметь возможность продавать газ конечному потребителю. За это он готов был отдавать доли в своем добывающем бизнесе. И вот теперь философия европейских регуляторов, играющих все более важную роль в энергетической отрасли, заключается в том, чтобы отделить производителя газа от дистрибьютера газа. В этом суть "Третьего пакета". В такой ситуации очень трудно себе представить, чтобы Брюссель одобрил сделку по вхождению "Газпрома" в акционерный капитал компании E.ON Ruhrgas, являющейся одним из трех крупнейших продавцов газа на европейском рынке.

- Зачем же тогда Алексей Миллер сделал такое заявление?

- Думаю, что между Россией и ЕС, к сожалению, пока нет полного взаимопонимания в области газовой политики. Поэтому и Брюссель, и "Газпром" все еще предпочитают пугать друг друга, а не общаться на языке диалога. Представители ЕС периодически говорят примерно так: "У нас теперь есть сжиженный газ из Катара, а еще будет сланцевый газ в Польше, да и в Америке мы будем сланцевый газ покупать в сжиженном виде, к тому же у нас еще и возобновляемая энергетика имеется. В общем, вы нам не так уж и нужны со своим дорогим трубопроводным газом". На что российская сторона несколько обиженно возражает: "Ах, вы не хотите наш газ? Тогда мы все отдадим Китаю!"

 

- Совершенно верно, в том же интервью Süddeutsche Zeitung Алексей Миллер заявил следующее: "Если Европе не нравятся цены на наш газ, тогда мы будем поставлять его в Азию".

- Однако при этом Миллер исходит из того, что ситуация на европейском рынке газа вскоре изменится в пользу поставщиков. Я тоже считаю, что уже в 2012 году спотовые цены окажутся не такими уж выгодными для потребителей: в Катаре в этом году завершается инвестиционный цикл, производство сжиженного газа достигнет там потолка, к тому же, далеко не все пойдет в Европу, поскольку после Фукусимы дополнительные объемы нужны Японии.

Все это дает Миллеру основание посылать европейцам примерно такой сигнал: "Да вы еще попросите у нас денег!" Ведь из-за "Третьего энергопакета", требующего отделить инфраструктуру от добычи, возникает вопрос: а кто те независимые инвесторы, которые будут вкладывать деньги в развитие газопроводной системы, в прокладку труб? Этот вопрос задают Брюсселю, в частности, европейские энергетические компании. Миллер фактически говорит: "Скоро вы с этим "Третьим пакетом" наиграетесь, ситуация изменится, и вот тут-то мы, так уж и быть, согласимся купить у вас эти активы".
- Получается, вопрос о вхождении "Газпрома" в капитал E.ON Ruhrgas в данный момент не актуален, но в обозримом будущем может оказаться в повестке дня?

- Нет, я абсолютно уверен, что продажа "Газпрому" компании E.ON Ruhrgas в условиях "Третьего энергопакета" и из-за конкретной ситуации на рынке Германии невозможна. Ведь "Газпром" уже является крупным акционером Wingas, дочерней фирмы BASF, и имеет доли в других дистрибьюторских компаниях. Если предположить, что "Газпром" станет еще и акционером E.ON Ruhrgas, то получится, что он будет конкурировать сам с собой. Совершенно очевидно, что это не всем немецким политикам понравится, а в Брюсселе уже точно никому не понравится, включая еврокомиссара Гюнтера Эттингера.

- Какой вам видится идеальная схема взаимодействия российских и немецких энергетических компаний в новых условиях? Какой должна быть та новая концепция "Газпрома", о необходимости которой вы говорили в начале интервью?

- Вообще-то, с немецкими компаниями, в отличие от фирм из других стран, у России проблем, по большому счету, никогда не было. И если в странах Балтии, например, "Газпром" весьма энергично пытаются выдавить из дистрибьюторских сетей, то в Германии никому и в голову не приходит потребовать, скажем, выхода "Газпрома" из компании Wingas. Так что то, что Путин мечтал осуществить в целом во всей Европе, в Германии ему реализовать удалось. Мне кажется, в новых условиях идеальная схема взаимодействия заключалась бы в том, чтобы прежде всего зафиксировать статус-кво.

Грубо говоря, то, что удалось получить до "Третьего пакета", остается за "Газпромом": это и немецкий бизнес, и право напрямую продавать определенные объемы газа в Италии и Франции, и активы в Польше и Прибалтике. Но дальше "Газпром" отказывается воспринимать "Третий энергопакет" как антироссийскую меру и, конечно же, признает новые правила игры в Европе. А что главное в этих правилах? Труба должна не принадлежать собственнику газа, а быть просто инфраструктурным объектом. В этом плане энергопакет России крайне выгоден, поскольку снижает роль собственника трубы. "Газпрому" в новых условиях вообще никаких "рургазов" больше покупать не надо.

Он может напрямую заключать контракты с крупными потребителями и хозяин инфраструктуры - тот же E.ON Ruhrgas - обязан предоставить ему право доставить газ до покупателя по фиксированной стоимости транзита. Поэтому идеальное развитие событий выглядело бы так: Москва внимательно читает правила "Третьего пакета" и заставляет ЕС честно им следовать. Ведь тут возможны разные фокусы. Вдруг места в трубе не окажется? Честное же применение правил "Третьего энергетического пакета" открывает перед "Газпромом" очень большие возможности для экспансии без покупки новых активов. Именно это я и считаю возможной новой энергетической стратегией в отношении Европы.

Беседовал Андрей Гурков

Источник: DW-World.de, 17.06.2011

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики