Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему туркменский газ не заменит "Силу Сибири-2"

Почему туркменский газ не заменит "Силу Сибири-2"

Сообщения о соглашении Китая и Туркмении по строительству четвертой нитки (линия D) газопровода в Поднебесную из Средней Азии, в России были восприняты многими, как отказ Пекина от проекта "Сила Сибири-2".

В некоторых материалах находили даже политическую подоплеку такого шага Китая, выбравшего более дорогой туркменский газ.

Но вероятнее всего, Пекин всего лишь традиционно пользуется политическими разногласиями в мире и сложившейся конъюнктурой на рынке, чтобы выбить себе наиболее благоприятные условия контрактов.

Главный вопрос не в том, сколько трубопроводного газа нужно Китаю, а в том, насколько срочно он ему нужен. Учитывая размеры китайской экономики, страна может переварить значительно больше газа, чем ему могут предоставить все работающие и запланированные газопроводы. 

Но может и обойтись вовсе без них, критического дефицита газа в Китае нет. А потеря Россией большей части европейского рынка дала Пекину дополнительный козырь в переговорах с поставщиками газа - для нас сейчас равнозначной и реальной альтернативы китайскому рынку не существует.

На сегодняшнем этапе Китай заинтересован в снижении издержек для своей экономики и в минимизации инвестиционного участия, считает ведущий аналитик "Открытие Инвестиции" Андрей Кочетков. Строительство новых газопроводов может быть в интересах КНР, но это не является срочной потребностью, чтобы немедленно вкладываться на 100% в финансирование данных историй. Китай умеет считать деньги и пользуется ситуацией, когда у РФ почти исчезли перспективы на европейском направлении. 

Как отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, для ведения переговоров Пекину выгодно создавать видимость острой конкуренции между поставщиками. К тому же мощности действующих газопроводов системы Центральная Азия-Китай недозагружены, а, значит, потребность в строительстве нового газопровода неочевидна.

С точки зрения директора по исследованиям "Выгон Консалтинг" Марии Беловой, поскольку Китай плановая экономика, многое будет зависеть от того, какое место правительство отведет природному газу в топливно-энергетическом балансе страны. А также от темпов экономического роста, конкуренции с возобновляемой энергетикой и политической обстановкой, осложнение которой может "закрыть" для Китая сжиженный природный газ (СПГ) из США и Австралии. В последнем случае, а также при высоких темпах роста ВВП оба проекта (российский и туркменский) могут найти место на рынке. При низких темпах роста может возникнуть конкуренция "Силы Сибири-2" и туркменского маршрута, считает эксперт.

Интересен также вопрос цены газа для Китая. Считается, что российский газ сильно дешевле. Но в действительности цена нашего газа по "Силе Сибири-2" пока неизвестна и, учитывая предполагаемую протяженность газопровода (2,6 тыс. км), она будет выше, чем в "Силе Сибири" (2,2 тыс. км.).

Российский газ, поступающий по "Силе Сибири", является самым дешевым среди всех внешних источников голубого топлива, поясняет Белова. Например, в первом полугодии 2022 года наш трубопроводный газ обходился Китаю в 215 долларов за тыс. кубометров, а туркменский - в 250 долларов за тыс. кубометров. Если исходить из того, что ценовым ориентиром для китайской стороны выступает стоимость российского газа, поступающего по "Силе Сибири", и если "Газпром" согласится с таким подходом, российский проект будет для Китая более предпочтителен.

Есть у "Силы Сибири-2" несомненные плюсы. Как отмечает Гривач, во-первых, наш газопровод вдвое больше с точки зрения проектной мощности. Во-вторых, он полностью обеспечен не только ресурсной базой, но и готовыми производственными мощностями.

Кроме того, не стоит забывать о долгосрочной программе сокращения использования угля в энергетике КНР, уточняет Кочетков. Быстро отказаться от этого топлива Китай не в состоянии, так как это приведёт к массовой безработице, но постепенно угольная энергетика будет замещаться атомной, альтернативной и газовой. Соответственно, новые российские проекты будут реализованы, но сегодня далеко не лучший момент, чтобы договариваться о ценах поставок. По мнению эксперта, в долгосрочном плане у России есть безусловные преимущества перед Туркменией. Они заключаются в масштабах производственных возможностей и надежности поставок на горизонте десятилетий. Плюс тесные экономические связи, как правило, порождают определённые союзнические отношения в сфере мировой политики, что в наши времена лишнем не бывает.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 11.06.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики