Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтяные компании могут лишиться обещанных ранее льгот

Нефтяные компании могут лишиться обещанных ранее льгот

В 2024 году должны были заработать налоговые льготы для выработанных месторождений. Ожидалось введение вычета из НДПИ в 20%. Минфин предложил перенести срок его вступления в силу на три года

Минфин предложил лишить нефтяные компании обещанных с 2024 года льгот. Эта инициатива касается выработанных месторождений, на которые приходится более четверти добычи нефти в России, пишет газета «Коммерсантъ».

Речь идет о вычете из НДПИ в размере 20%, который должен был заработать в следующем году. По словам источников издания, Минфин предлагает перенести срок вступления вычета в силу на три года. По оценкам экспертов, перенос может принести бюджету примерно 460 млрд рублей в течение трех лет.

Такая мера может существенно повлиять на планы нефтекомпаний по инвестициям в выработанные активы, считает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

— Мотивация Минфина понятна, он пытается сократить как можно больше расходов здесь и сейчас и увеличить доходы на ближайшие годы, понимая, что именно они будут самыми сложными. Но ведомство еще может предложить нефтяным компаниям компенсацию в дальнейшем. Мы вас сейчас лишаем определенной выплаты, налоговых льгот, но взамен, если вам совсем будет худо, мы, например, можем согласовывать с государственными компаниями снижение или отказ от выплаты дивидендов и прочие пряники.

— Каковы риски компаний?

— Сложно сказать, кто больше пострадает, кто меньше, потому что выработанные месторождения есть у всех. Много лет говорят, что нужно переходить на НДД, потому что становится все меньше экономических стимулов разрабатывать старые месторождения, начинать новые. Когда Минфин предлагает отодвинуть льготы или урезать их, убрать, надо понимать, что с каждым годом выработанных месторождений будет становиться все больше, а значит, под удар будет попадать все большая доля российской добычи нефти. Важно видеть лес за деревьями, если и дальше говорить только о доходах бюджета здесь и сейчас, то через несколько лет будет спад добычи. Из-за сокращения льгот компании сегодня не будут инвестировать, а завтра мы не увидим добычи. Будет нечего брать, ни повышенные, ни пониженные налоги. Поэтому не надо увлекаться сиюминутными доходами. Надо сокращать дефицит бюджета, но задушить отдельные отрасли — это тоже не выход».

Ранее выработанные месторождения вынуждены были перейти на новый налог на дополнительный доход — НДД. Он был изначально придуман на замену НДПИ для стимулирования добычи на новых и зрелых месторождениях с высокими затратами. Идея заключается в том, чтобы, в отличие от НДПИ, взимать налог не с объема добычи нефти, а с финансового результата — выручки за вычетом расходов по ставке 50%. Вот что говорит директор по работе с клиентами «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин:

«Мотивация Минфина одна — нужно наполнять бюджет. Больше [всего] это затронет «Татнефть», «Газпром нефть» и «Лукойл». Когда это делали во время пандемии, изменения были настолько чувствительные, что потом пришлось вводить льготы для этих компаний. В этот раз сложно сказать, как будет развиваться ситуация, но в целом для месторождений, для компаний это приведет к тому, что они будут меньше туда инвестировать, встанет вопрос, что какие-то скважины закроют. Конечно, это не приведет к падению добычи на 25%, вопрос, насколько будет действовать это налоговое изменение, может быть, его продлят через три года. Компании должны получить заверения от Минфина, от правительства, чтобы им понимать планы действий на этих месторождениях. Тогда уже можно будет говорить об эффекте для совокупной добычи».

За пять месяцев 2023 года нефтегазовые доходы российских компаний сократились на 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года, а дефицит бюджета составляет 3 трлн рублей.

Источник: BFM.RU, 13.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики