Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Газпром» подписал контракт на поставку газа в Узбекистан

«Газпром» подписал контракт на поставку газа в Узбекистан

Объемы поставок в перспективе могут достичь 4–10 млрд куб. м в год

«Газпром» и правительство Узбекистана подписали контракт на поставку в республику российского газа через территорию Казахстана, сообщил 16 июня газовый холдинг. Контракт был подписан на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в рамках встречи председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера с заместителем премьер-министра Узбекистана Жамшидом Ходжаевым и министром энергетики страны Журабеком Мирзамахмудовым.

Плановый срок начала экспорта – IV квартал 2023 г. Объемы поставок стороны не уточняют.

«Газпром» и Узбекистан также подписали дорожную карту по подготовке газотранспортной системы Узбекистана к приемке и транспортировке российского газа. Кроме того, на ПМЭФ «Газпром» подписал с казахстанской компанией Qazaqgaz договор на оказание услуг по транспортировке газа через Казахстан для потребителей Узбекистана.

«Газпром» ищет новые рынки сбыта газа после падения поставок на ключевой экспортный рынок – в страны ЕС. Поставки трубопроводного газа компании в страны дальнего зарубежья, т. е. в Европу, Турцию и Китай, в 2022 г. составили 100,9 млрд куб. м – в 1,8 раза меньше, чем годом ранее. В результате «Газпром» в 2022 г., по его собственным данным, сократил добычу газа на 20% до 412,6 млрд куб. м.

В 2023 г. поставки также снижаются. В мае экспорт российского газа в Европу (без учета Турции) снизился до 63,8 млн куб. м в сутки («Ведомости» писали об этом 6 июня). Для сравнения: в декабре 2022 г. экспорт российского газа в Европу составлял 82,8 млн куб. м в сутки.

Курирующий ТЭК вице-премьер России Александр Новак 29 ноября 2022 г. в говорил, что Москва обсуждает с Узбекистаном и Казахстаном создание газового союза для поставок этого вида топлива как между странами, так и для экспорта. По его словам, страны имеют с советских времен «фактически единую газотранспортную систему». За день до этого президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев заявил о высказанном президентом РФ Владимиром Путиным в ходе переговоров в Москве предложении создать союз России, Казахстана и Узбекистана «для решения вопросов в газовой сфере».

Пресс-секретарь Токаева Руслан Желдибай 29 ноября уточнял, что речь шла как раз о создании «тройственного газового союза» с целью «координации действий при транспортировке российского газа по территориям Казахстана и Узбекистана». Он добавил, что Токаев и Путин считают необходимым провести детальные переговоры по этой теме. Но Узбекистан от процесса отстранился. Позднее Мирзамахмудов говорил, что Узбекистан рассматривает вариант заключения контракта на поставку российского топлива через территорию Казахстана.

В январе 2023 г. «Газпром» и министерство энергетики Узбекистана подписали дорожную карту сотрудничества в газовой отрасли, которая предусматривает транзит российского газа по газопроводу «Средняя Азия — Центр». Мощность газопровода составляет порядка 50 млрд куб. м в год. Узбекистан ранее сам продавал газ «Газпрому», но с 2020 г. поставки не ведутся. В 2018 г. они составили 3,8 млрд куб. м газа, в 2019 г. – 4,9 млрд куб. м.

Аналитики отмечают, что российский газ нужен Узбекистану для того, чтобы иметь возможность экспортировать собственный газ по долгосрочным контрактам в условиях роста потребления топлива в стране.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков напоминает, что власти Узбекистана, так же как и Казахстана, ранее заявляли о том, что республика в будущем станет нетто-импортером. Он поясняет, что сейчас Узбекистан экспортирует газ в Китай и добыча страны позволяет покрывать годовую потребность на внутреннем рынке, но в пиковый сезон собственной добычи уже не хватает. Аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман отмечает, что прошлой зимой Узбекистан останавливал экспорт газа в Китай и даже был вынужден начать импорт топлива из Туркмении. Поставки из России, по его словам, могли бы стабилизировать ситуацию с экспортом в Китай.

По данным Госкомстата Узбекистана, в 2022 г. добыча газа в республике снизилась на 3,9% по сравнению с показателем 2021 г. до 51,7 млрд куб. м. Экспорт газа в январе – октябре 2022 г. (последние доступные данные) составил 4,07 млрд куб. м. По данным властей страны, в зимние пиковые нагрузки наблюдается дефицит газа по республике до 20 млн куб. м в сутки.

Юшков отмечает, что в первый год поставки объемы экспорта не будут значительными: они будут покрывать дефицит в период пикового потребления и составят менее 1 млрд куб. м. Он напоминает, что подобные контракты, предусматривающие поставки газа зимой, «Газпром» ранее подписывал с Азербайджаном.

Но дефицит газа в Узбекистане, по мнению Юшкова, будет расти на фоне развития экономики страны, поэтому в ближайшие два года экспорт может вырасти до 2–4 млрд куб. м в год. По оценке Кауфмана, объем поставок может достичь 5 млрд куб. в год с учетом перспектив реэкспорта. Старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит еще более оптимистичен: он допускает, что экспорт российского газа может составить 5–10 млрд куб. м в год.

По мнению Смита, вопрос увеличения поставок будет зависеть от контрактной цены. «Газпром» может получить регулируемую местную цену, гораздо более высокую китайскую экспортную цену или что-то среднее. Я ожидаю, что будет выбран третий вариант», – отмечает он.

По мнению Юшкова, Узбекистан вряд ли будет покупать в России значительные дополнительные объемы газа для реэкспорта, а сосредоточится на выполнении текущих контрактов.

Кауфман отмечает, что одним из возможных вариантов сотрудничества России со странами Средней Азии являются своповые поставки газа. Для экспорта российского газа в Китай, по его словам, можно использовать газопровод «Центральная Азия – Китай». Смит при этом сомневается, что Узбекистан предоставит «Газпрому» прямой доступ к китайским покупателям. Юшков также считает, что «Газпром» сосредоточится на поставках газа на рынок Узбекистана, а для поставок в Китай продолжит переговоры по проекту «Сила Сибири – 2».

«Ведомости» направил запросы в «Газпром», Qazaqgaz, а также в министерства энергетики России, Казахстана и Узбекистана.

Автор: Василий Милькин

Источник: Ведомости, 16.06.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики