Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Бюджетная шизофрения" провоцирует рост цен на топливо

"Бюджетная шизофрения" провоцирует рост цен на топливо

Ручное регулирование рынка бензина ведет к новому подорожанию

Бензин в регионах начал дорожать со скоростью в 1,5–2% каждую неделю. Граждане с тревогой наблюдают, как цена популярных марок устремилась к 60 руб. за литр. Такое подорожание удивительно на фоне дешевеющей нефти и бензина за границами РФ, а также в условиях ограничений на экспорт продукции отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). В прошлые годы правительство возвращало нефтяникам до четверти уплаченных ими налогов под обещания не поднимать внутренние цены на топливо. Но сегодня Минфин собрался сократить бюджетное финансирование прибылей нефтяников, которые чувствуют себя свободными от обещаний сдерживать цены на автозаправках. В РФ сохраняется ручной режим назначения налогов и цен на топливо, который особенно опасен в условиях «бюджетной шизофрении», когда власти одной рукой увеличивают топливные акцизы, а другой – компенсируют рост из дефицитного госбюджета, отмечают экономисты из РАНХиГС и Института Гайдара.

В июне бензин и дизтопливо дорожало почти в каждом российском регионе. При этом на востоке страны темпы роста цен были значительно выше, чем в столице. На второй неделе июня рост цен на автомобильный бензин был официально отмечен в 75 субъектах РФ. Более всего он подорожал в Республике Тыва – на 1,9%, Ямало-Ненецком автономном округе – на 1,5%, Республике Алтай – на 1,4%, сообщил Росстат. Одна из причин роста цен кроется в стремлении нефтяных компаний компенсировать рост налогов, а также собрать те деньги, которые они раньше получали из госбюджета в виде так называемого обратного акциза, или демпферного механизма.

Понять логику демпферного механизма, когда сверхприбыльные компании получают из бюджета солидную добавку к своим доходам только под обещание не сильно поднимать внутренние цены, может далеко не каждый. Ведь в прошлом году наши нефтяные гиганты получили из федеральной казны около 2,2 трлн руб. – и это при общем бюджетном дефиците в 3,35 трлн руб. Другими словами, бюджетная дыра прошлого года на 65% состояла именно из доплат правительства РФ к прибылям небедствующих нефтяных компаний.

Демпфирующий механизм был введен в 2019 году «для сдерживания цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке». Формула расчета предполагала, что при более высоких экспортных ценах на нефтепродукты, чем цены на внутреннем рынке, нефтяники получают выплаты из бюджета. И тем самым якобы получат возможность не поднимать цены в России (если цены на внутреннем рынке выше экспортных, то компании отчисляют часть этой разницы в бюджет). В формуле для расчета обратного акциза в качестве экспортных цен использовался средний за налоговый период уровень цен российской нефти сорта Urals на мировых рынках, по данным агентства Argus, которое рассматривает поставки до портов Италии и Нидерландов, напоминают экономисты Андрей Каукин (Институт Гайдара) и Евгения Миллер (РАНХиГС). Однако после начала санкционной войны и введения эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты подобные бюджетные и налоговые ориентиры потеряли всякий смысл.

Использование таких котировок приводило к выпадению значительной части доходов бюджета, поэтому в феврале 2023 года были приняты поправки к Налоговому кодексу, которые с 1 апреля 2023 года ограничивали дисконт на российскую нефть по отношению к мировым ценам.

Эти налоговые поправки (многие экономисты называют их «костылями Минфина», об этом см. «НГ» от 18.06.23) должны были привести к уменьшению расходов бюджета на субсидии нефтяным компаниям по демпферному механизму. Должны были привести – но не привели. В реальности выплаты из бюджета в пользу нефтяных гигантов в апреле оказались выше, чем в предыдущем месяце. «По данным Минфина, в апреле 2023 года из бюджета по демпферу было выплачено 107,2 млрд руб., что на 10,86% больше, чем в марте 2023 года», – объясняют Каукин и Миллер. Для исправления этой ситуации Минфин и предложил скорректировать формулу расчета демпферных выплат, снизив их в два раза с 1 сентября 2023 года.

При этом экономисты признают, что система налогообложения нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли в России так толком и не налажена. Частота корректировки параметров демпфирующих выплат фактически реализует механизм ручного управления топливными ценами на внутреннем рынке. 

При этом правительство РФ реализует два фактически противоречащих друг другу механизма налогообложения. Демпфер, защищающий от роста цен на внутреннем рынке, накладывается на рост акцизных платежей на нефтепродукты, который как раз и приводит к росту розничных цен, отмечают экономисты.

При этом, по расчетам экономистов РАНХиГС и Института Гайдара, сокращение демпферных выплат «снизит сверхприбыли российских НПЗ, но не сделает их убыточными». Другими словами, производство и продажа топлива на внутреннем рынке остается прибыльной, и никаких объективных оснований для роста цен на бензин просто нет.

Корректировка демпфирующей надбавки начиная с 1 сентября 2023 года при самых разных сценариях экспортных ограничений и фактических цен мирового рынка лишь сократит сверхприбыли российских НПЗ. «Все нефтяное сырье, поступившее на НПЗ, будет переработано с положительной прибылью», – утверждают Каукин и Миллер.

Однако у нефтяных компаний собственная логика. И расставаться со своими свехприбылями они просто так не намерены. В начале июня оптовые биржевые цены на бензин АИ-95 достигли исторического максимума и поднялись выше 62 руб. за литр. Другими словами, сигнал к повышению розничных цен был сформирован нефтяниками еще в мае 2023 года. Правительство РФ тогда попыталось приостановить подъем оптовых цен. «Производители топлива должны обеспечить регулярные продажи бензина и дизельного топлива на бирже для обеспечения потребностей внутреннего рынка», – сообщила в конце мая пресс-служба правительства РФ после совещания у вице-премьера Александра Новака по ситуации на рынке нефтепродуктов. «Необходимо отслеживать цены на заправках и в оптовом сегменте с учетом летнего роста спроса и сезона ремонтов НПЗ. Нефтяным компаниям продолжить активную работу со штабом по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов при Минэнерго», – заявил Новак. В Минэнерго РФ заявили, что следят за ситуацией на топливном рынке и могут при необходимости ограничить экспорт нефтепродуктов. Такой механизм готова поддержать и Федеральная антимонопольная служба для защиты отечественного топливного рынка.

Ранее глава Минфина Антон Силуанов заявил, что демпфер в настоящее время идет в маржу нефтепереработчиков и, чтобы исправить эту ситуацию, Минфин предлагает снизить его в два раза. В результате такой корректировки выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд руб. в месяц. При этом Федеральной антимонопольной службе поручат контролировать, чтобы после изменений демпфера не было попыток повышать цены на нефтепродукты.

«Повышение налогов для нефтяников не может не сказаться на ценах на бензин», – сказал «НГ» ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Общее повышение налогов на добычу, на дополнительный доход, а также рост экспортных пошлин и снижение обратного акциза, естественно, будет так или иначе отыграно на внутреннем рынке, считает эксперт. При этом он напоминает, что около 40% топлива продают в РФ независимые заправщики, которые в отличие от вертикально интегрированных крупных нефтяных компаний не могут субсидировать внутренний рынок за счет своего экспорта. Нынешняя ситуация, когда оптовые цены обгоняют розничные, может привести к недоливам топлива, к разбавлениям или к созданию искусственного дефицита. «Правительству придется либо пойти на уступки производителям, либо согласиться с ростом цен на бензин выше уровня инфляции», – прогнозирует Митрахович.

Автор: Михаил Сергеев

Источник: НГ, 20.06.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики