Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Между Россией и Белоруссией наметилась конфронтация: не поделили нефтяной транзит

Между Россией и Белоруссией наметилась конфронтация: не поделили нефтяной транзит

«Дружба» дружбой, а тарифы врозь

Ситуация вокруг поставок в Европу российской нефти по белорусскому участку трубопровода «Дружба» выглядит все более тупиковой. В Минске предлагают увеличить с 1 июля цену транзита на 84%, Москва же с этим не согласна, считая такой шаг экономически необоснованным. Найти компромисс будет сложно еще и потому, что по северной ветке «Дружбы» прокачивается казахстанская нефть, соответственно, вопрос необходимо согласовывать и с Астаной.

Нефтепровод «Дружба» идет из России до белорусского Мозыря, после чего разделяется на две ветки. Северная следует в Польшу и Германию, а южная проложена через Украину до Чехии, Словакии, Венгрии и Хорватии. Минск хочет увеличить тариф в обоих направлениях, и этот момент имеет принципиальное значение. В 2021 году в целом по «Дружбе» было экспортировано 35,9 млн тонн нефти, в 2022-м объемы продержались примерно на той же отметке, а вот в этом году – резко упали из-за действий со стороны Берлина и Варшавы: в 4,7 раза по всей системе «Дружбы», а в направлении Германии и Польши – в 12,1 раза к уровню прошлого года.

Во внеплановом повышении тарифов Минск видит возможность компенсировать падение прокачки и достичь безубыточных для себя показателей. Между тем, как уверяет российская компания «Транснефть», отвечающая за транзит, белорусская сторона (в лице оператора «Гомельтранснефть Дружба») не предоставила ей обоснования этой инициативы – финансовой и бухгалтерской отчетности за первый квартал, «подтверждающей возникновение убытков по транзиту нефти российского происхождения». Размер тарифов должен определяться в соответствии с установленной методикой, говорится в письме «Транснефти» в адрес белорусского оператора. Ранее глава Минэнерго РФ Николай Шульгинов подтвердил: Москву не устраивает предложение Минска, требуется дальнейшее обсуждение вопроса и определение экономически обоснованной цены.

«В феврале 2023 года Белоруссия уже увеличила тариф на услуги по транспортировке нефти через свою территорию на 9%, - напоминает руководитель аналитического департамента AMarket Артем Деев. – А «Транснефть» так и не получила от нее ни финансового отчета за I квартал, ни информации о планах относительно объемов прокачки на 2023 год. Вообще, стоимость транзита по южной ветке нефтепровода уже и так на четверть выше, чем по северной. То есть, доходов белорусской стороне более чем достаточно для безубыточной работы. А текущая тарифная политика вообще выглядит как «перекрестное субсидирование» расходов».

Конечно, Москва могла бы пойти навстречу Минску, исходя, так сказать, из общих геополитических интересов. Но с учетом не слишком дружественной политики в энергетической сфере со стороны Белоруссии подобные шаги едва ли уместны. К тому же, отмечает Деев, вопрос компенсации расходов по эксплуатации северной ветки «Дружбы» должен обсуждаться и с отправителями нефти из Казахстана – ведь именно их сырье идет в Германию по этому маршруту. А становиться буфером между Астаной и Минском нам сейчас явно не с руки.

«Конечно, определенные основания для повышения тарифа у белорусов есть, - говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. – Поскольку объемы транзита резко уменьшились, затраты на прокачку каждой тонны значительно выросли. Германия отказалась от российской нефти вообще и от «Дружбы» в частности. А у Польши сначала закончился контракт, а потом РФ сама отказалась поставлять ей сырье. И теперь северная ветка используется в основном для транзита нефти из Казахстана, при этом объемы прокачки очень небольшие – около 20 тысяч в тонн в месяц».

Фактически Минск оказался перед выбором: в несколько раз поднять тариф только на северной ветке (где резко снизилась прокачка), или «размазать» его рост по обеим веткам. Решение было принято в пользу второго варианта, и именно в этом – корень противоречий между Минском и Москвой. Российская сторона указывает на несправедливость этого шага: мол, с какой стати мы должны оплачивать повышенный тариф из-за проблем с загруженностью северной ветки «Дружбы»? Тем более, что Германия фактически национализировала российские НПЗ на своей территории и отказалась (вместе с Польшей) от закупок нефти из РФ. Получается, мы должны помогать загружать сырьем отобранные у нас нефтеперерабатывающие заводы.

«Кстати, если поднять тариф прокачки по северной ветке, Казахстану станет невыгодно прокачивать нефть через «Дружбу», и поставки могут развернуться на Усть-Лугу, откуда сырье будет транспортироваться морем, - рассуждает Юшков. – В случае с южным маршрутом более высокая цена чревата тем, что венгры, чехи и словаки задумаются о поиске альтернативных источников нефти».

Иной контекст усматривает в действиях Минска замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Андрей Суздальцев. По его словам, надо понимать психологию высшей белоруской номенклатуры, которая почти все свои проблемы привыкла решать за счет России. И сегодня, когда доходы от транзита российской нефти через «Дружбу» обвалились (вместе с объемами поставок), в Минске видят в этом исключительно зону ответственности Москвы, игнорируя другие обстоятельства. По мнению эксперта, это классическое иждивенчество.

Автор: Игорь Боков

Источник: МК, 20.06.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики