Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польша заявила, что ЕС согласовал 11-й пакет антироссийских санкций

Польша заявила, что ЕС согласовал 11-й пакет антироссийских санкций

В него по инициативе Варшавы вошел запрет на грузоперевозки российскими перевозчиками, а также запрет транспортировки нефти по южной ветке «Дружбы», но не вошел запрет на импорт российских алмазов

Евросоюз все-таки согласовал 11-й пакет санкций против России. В него вошли 70 человек, 30 юридических лиц, запрет транспортировки нефти по южной ветке трубопровода «Дружба» и запрет въезда на территорию ЕС прицепов с российскими грузами. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на польского посла.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен ранее отмечала, что 11-й пакет санкций направлен на борьбу с мерами, которые приняли Россия и страны-партнеры для преодоления прошлых западных санкций.
Ранее в среду постпред Польши Анджей Садось заявил, что инициативы по поводу трубопровода и прицепов исходили от Варшавы. Южная ветка «Дружбы» теперь, по его словам, будет полностью охвачена санкциями.
О том, как это трактовать, Business FM спросила ведущего эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова:

«Все будет зависеть от формулировок, потому что сейчас пока действительно непонятно, что же там за такие меры против южной ветки нефтепровода «Дружба», а это единственный канал доставки российской нефти в Европу вообще, мы поставляем по нему нефть в Венгрию, Чехию, Словакию и транзитом через Венгрию и Хорватию в Сербию. И очень странно все выглядит, в общем-то, из заявлений польского МИД, потому что мы не видели какого-то долгого сопротивления Венгрии, а именно Венгрия заблокировала шестой тогда еще пакет антироссийских санкций в мае 2022 года, потому что там было полное эмбарго на российскую нефть. И вот пока из санкционного пакета не убрали полное эмбарго, не заменили его запретом на импорт только морских поставок из России, Венгрия не давала принять тот самый шестой пакет антироссийских санкций. И тогда известно было, что они весь май, весь месяц, в общем-то, его блокировали. И почему, и кто, в общем-то, тоже было известно. А здесь мы никаких сообщений не видели о сопротивлении Венгрии, ее хотят продавить, ничего такого, и тут вдруг принимают якобы полный запрет на импорт нефти из России. Венгрия от этого, конечно, пострадала бы очень сильно, они и себе берут, и, соответственно, венгерская компания MOL владеет долями в НПЗ в Чехии и Словакии, плюс они получают деньги за транзит российской нефти, который идет через Венгрию и дальше в Хорватию и в Сербию. Как-то странно выглядит заявление, что вдруг приняли пакет, запрещающий импортировать российскую нефть по южной ветке «Дружбы». Если действительно не будет поставок по южной ветке «Дружбы», тогда эти объемы нужно будет перекинуть на морской транспорт, он уйдет на порт, и мощности портов достаточно будет российских, мы помним, что, когда несколько лет назад в «Дружбу» попала органика, полностью останавливались и северная, и южная ветки, все переходило в порты и объем экспорта суммарный у нас не уменьшился тогда».

Как отметил постпред Польши Анджей Садось, в новом санкционном пакете не будет запрета поставок российских алмазов. Хотя Варшава уже не первый месяц настаивает на внесении этого пункта в список ограничений.
Зато ограничения против поставок прочих товаров грузоперевозками все же внесены, но российский бизнес уже знает, как с этим бороться. В частности, можно будет использовать обычную «перецепку» грузов на границах, как сейчас делают на КПП Польша и Белоруссия, говорит гендиректор компании «Оптималог» Георгий Властопуло. Сложности могут возникнуть только с Калининградской областью:

«Во-первых, Калининградская область, у нас есть соглашение Европейского союза, которое было подписано много лет назад, об особой зоне Калининграда. Это соглашение подразумевает, что ряд моментов, в том числе о транзите товаров, не распространяется на товарные потоки, которые идут в Калининград. Все-таки с Калининградом будет какое-то решение в отрыве от решения касаемо въезда прицепов с грузами, которые идут непосредственно не в Калининград, а в страны Европейского союза, тут будут какие-то оговорки. Мы видели истории в прошлом, 2022 году, когда Литва периодически пыталась блокировать транзит в Калининград сначала железнодорожных грузов, потом что-то там распространялось на машины, потом выходили уже в Брюсселе и говорили о том, что все-таки, ребята, вы не жестите, откатываем на те соглашения, которые много-много-много лет назад подписаны. А с точки зрения других товаров, совершенно верно, если будет именно так, как написано, то это, по сути дела, действительно польский опыт — запрет на въезд на территорию Евросоюза груженных полуприцепов с регистрацией Республики Беларусь либо Российской Федерации, но, по сути дела, откровенно говоря, я не думаю, что это прямо-таки сильно ударит по российским автоперевозочным компаниям, потому что, на мой взгляд, уже за весь 2022 год многие российские автотранспортные предприятия выбрали другие направления для осуществления перевозок, кто-то переориентировался на Китай, Монголию, на страны СНГ, на страны ЕАЭС. Поэтому, на мой взгляд, это не будет так критично».

Российский рынок акций немного снизился после объявления о согласованном пакете санкций ЕС. Но по итогам дня индекс РТС прибавил 1,5%, Мосбиржи — 0,5%. А рубль на новости практически не отреагировал, свидетельствуют данные торгов. И также завершил день в плюсе.

Источник: BFM.RU, 21.06.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Текущая ситуация с экспортом российской нефти и нефтепродуктов
Преодоление санкций 2022-2024 годов - важнейшее испытание для российской нефтяной индустрии. После того, как США, Великобритания, ЕС и G7 ввели запрет на закупки российской нефти и нефтепродуктов (за некоторыми исключениями) и механизм потолка цен, Россия смогла найти альтернативные варианты продаж в странах, которые теперь принято называть «глобальным югом». Однако важно рассмотреть экспорт в деталях. Что мы и делаем и новом докладе ФНЭБ.
Зеленая и климатическая повестка: попытка перезагрузки
Правительство-2024: новая конфигурация регуляторов
Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики