Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ситуация похожа на сцену с плохим следователем Фридманом, и хорошим – Вексельбергом

Ситуация похожа на сцену с плохим следователем Фридманом, и хорошим – Вексельбергом

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

— Изначально было ошибкой думать, что движущей силой ААР является жадность. Если мы считаем, что консорциум играл на повышение ставок и думал довести их до максимума, то он, конечно, проиграл. Потому что при цене на начало года всей компании в 41 млрд долларов им предлагали 32 млрд, то есть фактически с премией более 10 млрд к рынку. Навряд ли такое выгодное предложение по продаже их доли им еще кто-то сделает в ближайшее время. В этом плане они проиграли, если считать жадность главным двигателем сделки. Но я думаю, это опытные люди и они прекрасно знали, какой выгодный кусок им может перепасть. Если они от него отказались, то точно не в расчете на то, что им дадут еще больший кусок. Жирнее уже некуда. Ведь они просили 5% акций ВР, а им фактически готовы были дать 6%. Но они и от этого отказались. Это значит, консорциумом изначально двигало не желание схапать побольше денег, а желание сорвать сделку. Ребята сознательно работали на срыв, и его добились. Да, свои деньги они не получили, но они знали, на что шли. Из-за срыва сделки проиграл скорее российский нефтегазовый комплекс, потому что сорвалась та сделка, которая могла стать тем разгоночным локомотивом по приходу нерезидентов в российский нефтегаз. Я убежден, что приход нерезидентов для России никаких особых рисков не несет, зато дает новые возможности. Потому что это инвестиции, технологии, разделение рисков и рынки сбыта. Сейчас мы пытаемся догнать уходящий поезд и изменить ситуацию. Поскольку сделка Total — Новатек закрыта, сейчас переговоры ведутся с Башнефтью — ONGC, плюс соглашение с Exxon Mobil по Черному морю. Думаю, в ближайшие годы таких новостей будет гораздо больше.

Что касается поведения самого консорциума, то видно, что мотивы его поведения не были экономическими. Они были политическими. Думаю, что ситуация не так однозначна, и ААР вполне еще может уступить свою долю. Вопрос не в деньгах. Вексельберг же прямо заявил, что «могу свою доли продать», а потом добавил, что может и не продать. Тут ситуация похожа на сцену с плохим следователем Фридманом, и хорошим — Вексельбергом. И надо понимать, что может быть предметом торга — может быть, какие-то политические условия выдвигаются. Это уже более сложный и щепетильный вопрос.

В западной прессе открыто пишется, что переговоры идут с концерном Shell. Но тут тоже тонкий момент, так как Shell подписал соглашение с Газпромом об альянсе, и оно должно быть какой-то конкретикой. Интересно, как Royal Dutch Shell будет вести переговоры и с Роснефтью, и с Газпромом одновременно. При этом Shell называется наиболее явным участником. Я думаю, что переговоры идут со всеми крупными менеджерами. Проект сложный, и требуется поддержка достаточно мощных игроков, в мире их не так много. Royal Dutch Shell — основной из них. Не исключаю, что переговоры могут вестись с тем же Exxon Mobil, крупнейшей нефтяной компаний в мире. С Shevron навряд ли, с учетом разрыва сделки в Черном море. Посмотрим, какие еще европейские компании будут подключаться. Shell и Exxon наиболее вероятны как будущие партнеры. Но тут надо учитывать, что Роснефть в этой сделки нужны были еще и акции. И готовы ли Shell и Exxon меняться акциями — вопрос очень сложный, поэтому ВР и была интересна своей готовностью отдавать акции. Если бы сделка удалась, то Роснефть стала бы очень крупным акционером. В этом и была «фишка» сделки. Все признают сейчас, что Роснефти нужно найти партнера, который будет готов отдать свои акции.

Источник: Центр энергетической экспертизы, 23.06.2011


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики