Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин на бирже за полгода подорожал на 50%: что происходит с ценами на топливо в России

Бензин на бирже за полгода подорожал на 50%: что происходит с ценами на топливо в России

Аналитик Игорь Юшков: В ситуацию с биржевыми ценами на топливо вмешалась ФАС

Новость из разряда не очень хороших. В России растут биржевые цены на бензин. Причем, за полгода они подскочили больше, чем в половину. Это данные Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). Цена бензина Аи-92 составила по итогам торгов 30 июня 57,7 тысяч рублей за тонну. Бензин Аи-95 подорожал до 64,8 тысяч за тонну (на 54%). Аналитики говорят, что цены на эти виды бензина уже не раз били рекорды, обновляя свои предыдущие показатели.

Что происходит? Во-первых, снизился объем бензиновых предложений, по данным биржи, на 10,9%.

- Нефтеперерабатывающие заводы уходили на ежегодный ремонт. То есть они временно останавливались, поэтому предложения на бирже сократились, - пояснил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Во-вторых, нужно разделять цены на бензин крупных нефтяных компаний от иных покупателей биржевого бензина.

- В основном, на бирже продают топливо вертикально-интегрированные крупные компании, у которых есть своя нефтедобыча, переработка и сбыт, - продолжает Игорь Юшков. – Они в первую очередь обеспечивают себя и свои заправки топливом, а излишки продают на бирже. Там приобретают топливо так называемые независимые АЗС. И для них это плохо. Им приходится либо отпускную цену для конечного потребителя поднимать, либо генерировать убытки. Если они цену поднимут, есть риск, что потребитель переедет на соседнюю заправку вертикально-интегрированной компании, где цена ниже.

В-третьих, в прошлом году государство сдерживало цены на бензин и иное топливо.

- В итоге цена на них поднялась ниже уровня инфляции, - говорит эксперт Юшков. - И компании сейчас пытаются компенсировать прошлогоднюю инфляцию, потому что они по итогам года денег получили меньше, чем должны были.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

А собственно, ничего нового. Колебания цен на бирже продолжатся, но в ближайшее время произойдет затишье.

- Сейчас в ситуацию вмешался регулятор (Федеральная антимонопольная служба, - Ред.), - объяснил Игорь Юшков. – Скорее всего, крупные компании добровольно предоставят дополнительные объемы на биржу, чтобы насытить биржу и сбалансировать цену. Но вообще цены на топливо продолжат расти и очередной скачок ожидается осенью. Именно тогда государство планирует на 50% сократить выплаты нефтяникам в рамках обратного акциза. Этими выплатами правительство, как правило, регулирует цены на бензин, чтобы они не повышались для конечного потребителя. Так вот с осени эти компенсации будут в половину меньше, что заставит нефтекомпании добирать прибыль на бирже и повышать цены там.

Проще говоря, в ближайшие месяцы цена топлива на российских АЗС должна расти не сильно - в рамках общей инфляции. По данным Росстата на конец июня, с начала года цены в стране поднялись всего на 2,77%, а бензин на заправках подорожал на 2,4%.

Автор: Наталья Варсегова

Источник: KP.RU, 01.07.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики