Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нужно ли России тратить деньги на добычу трудной нефти

Нужно ли России тратить деньги на добычу трудной нефти

Пауза в стимулировании разработки трудноизвлекаемых запасов (ТрИЗ) нефти может привести к провалу добычи через несколько лет. Сейчас Россия сокращает производство под влиянием внешних факторов и по условиям договоренностей с ОПЕК+. Но инвестиционный цикл в отрасли долгий - не менее 5-10 лет. В результате, откладывание начала разработки ТрИЗ может привести к сокращению налоговых поступлений в бюджет в будущем, считают опрошенные "РГ" эксперты.

Ранее статс-секретарь - заместитель министра финансов Алексей Сазанов, заявил, что налогообложение нефтегазового сектора сейчас находится на приемлемом уровне. Позволяет, с одной стороны, получать необходимые доходы в бюджет, а с другой, дает развиваться отрасли и осуществлять инвестиции, в том числе в новые проекты. При этом вопрос о стимулировании добычи трудноизвлекаемых запасов минфин готов рассматривать не раньше 2027 года.

В Минприроды "РГ" рассказали, что прорабатывают совместно с Минэнерго и Минфином вопросы стимулирования ТрИЗ. По данным ведомства, на Государственном балансе полезных ископаемых к началу 2022 года учитывается 9,57 млрд тонн (или порядка 31% от общего числа запасов по РФ) извлекаемых запасов нефти, отнесенных в настоящее время к ТрИЗ.

Стоит уточнить, что здесь речь идет только о тех трудноизвлекаемых запасах, характеристика которых попадает под определения ТрИЗ в Налоговом кодексе, в редакции 2020 года. То есть это залежи, разработка которых имеет или имела некоторые налоговые преференции, но в список попали не все ТрИЗ. При этом, с 2020 года новых стимулов добыча даже этих ТрИЗ не получала, а нагрузка на нефтяную отрасль возросла. 

В Минэнерго весной 2023 года оценивали долю ТрИЗ в запасах углеводородного сырья в 60% с большой вероятностью ее увеличения до 70% к 2030 году. У отечественных компаний есть много технологий для добычи трудной нефти и газа, но в существующих налоговых условиях она может оказаться нерентабельна. То есть по мере истощения старых месторождений на горизонте ближайших трех лет в разработку может попасть лишь часть ресурсной базы.

Как отмечает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов, Россия обладает огромными ресурсами нефти в Арктической зоне (как на суше, так и на шельфе). По своим товарным характеристикам эта нефть "не трудная" - наоборот, она легкая и малосернистая. Но с точки зрения геологических и климатических факторов - это тоже трудная нефть, для добычи которой надо строить новую масштабную инфраструктуру, в том числе танкеры и ледоколы для ее транспортировки по Северному морскому пути (СМП), разрабатывать и производить оборудование в новом "арктическом" исполнении и т.д. 

Стимулирование разработки ТРиЗ является обязательным условием для поддержания стабильным уровней добычи нефти РФ в долгосрочной перспективе, считает эксперт "Яков и Партнеры" Геннадий Масаков. Текущее же снижение добычи нашей страной (в рамках ОПЕК+), больше носит финасово-стабилизирующий характер, в первую очередь в краткосрочной перспективе.

По мнению главы Фонда национальной энергетической безопасности Константина Симонова, российская нефтянка справляется с санкциями, находятся новые экспортные рынки сбыта, а добыча находится на приемлемом уровне. ТрИЗ - это среднесрочное будущее нашей нефтяной отрасли. Если сейчас не инвестировать деньги в эти проекты, это приведет к серьезному проседанию проиводства, не из-за санкций или условий ОПЕК+, а из-за внутренних проблем. Так уже произошло в середине 90-х, когда добыча упала до 300 млн тонн. Сейчас мы опять можем устроить очередной рукотворный обвал добычи из-за непродуманных налоговых решений, поясняет эксперт.

При этом в мире ожидается рост инвестиций в добычу углеводородов. По данным МЭА в 2023 году - на 11%, а Wood Mackenzie прогнозирует что к 2025 году расходы на разведку и бурение на шельфе вырастут на 20%. Компании выделят до 185 млрд долларов на разработку 27 млрд баррелей нефти, причем они сосредоточат свое внимание на более дорогостоящих и высокодоходных глубоководных разработках.

В России доля ТРиЗ в структуре нефтегазодобычи (уже разрабатываемые месторождения) за последние 10 лет увеличилась примерно с 8 до 25%, отмечает Масаков. При этом ограничением, препятствующим активному освоению ТрИЗ и шельфовых месторождений, остается малое количество высокотехнологичного оборудования, отсутствие инфраструктуры и ценовые риски. Недоинвестирование в нефтегазовой отрасли и повышенный технологический риск - основные причины низкой инвестиционной привлекательности проектов ТРиЗ в России. Поэтому для них зачастую требуются индивидуальные и справедливые налоговые условия, уточняет эксперт.

С точки зрения Андрианова, если Россия планирует в среднесрочной и долгосрочной перспективе сохранить лидирующие позиции в сфере нефтедобычи, то стимулирование разработки ТрИЗ - насущная необходимость. Освоение таких месторождений позволит обеспечить большие объемы добычи на протяжении десятилетий и гарантировать снабжение углеводородным сырьем как самой России, так и зарубежных рынков. И поэтому государство должно поддерживать такие проекты путем широкого набора стимулирующих мер, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 03.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики