Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новак поручил проработать квотирование экспорта нефтепродуктов

Новак поручил проработать квотирование экспорта нефтепродуктов

Для стабилизации цен более эффективно наращивать продажи на бирже, считают аналитики

Заместитель председателя правительства Александр Новак поручил проработать квотирование экспорта из России нефтепродуктов. Об этом сообщила 30 июня пресс-служба кабинета министров по итогам совещания по ситуации на рынке нефтепродуктов. «Вице-премьер поручил нефтяникам соблюдать приоритет поставок бензина на внутренний рынок даже в ситуации, когда экспорт кажется выгоднее, не извлекая сиюминутную выгоду в ущерб российским потребителям топлива», – говорится в сообщении. Кроме того, Минэнерго совместно с ФАС должны будут принять меры, чтобы не допустить серого экспорта нефтепродуктов, и по итогам этой работы подготовить доклад в правительство.

По данным Международного энергетического агентства, Россия нарастила экспорт нефти и нефтепродуктов на 50 000 барр./сутки по сравнению с мартом и довела показатель суточных поставок до 8,3 млн барр. – максимального значения с начала СВО на Украине.

Новак также поддержал предложение ФАС об увеличении обязательного минимального объема продаж бензина на товарной бирже СПбМТСБ до 13%. Сейчас обязательный норматив составляет 12% от общего объема производства для бензина и 8,5% – для дизтоплива. В мае антимонопольная служба предлагала повысить его до 15 и 10,5% соответственно. В июне ФАС призывала нефтяные компании увеличить объемы продаж бензина на бирже, так как за последние пять месяцев они снизились на 7,9%.

Стоимость бензина Аи-92 на бирже 22 июня в очередной раз обновила исторический максимум в 58 548 руб./т. Цена наиболее популярного Аи-95 достигла нового потолка 15 июня, котировки приблизились к отметке в 67 390 руб./т. Сейчас оптовые цены бензина перешли к снижению, но сокращение в сравнении с пиковыми значениями пока минимально. На 30 июня Аи-92 торговался по 57 785 руб./т, Аи-95 – по 64 812 руб./т. Оптовые цены на дизтопливо с начала июня практически не изменились.

Рост стоимости бензина в оптовом звене начал понемногу отражаться и на рознице. На это отреагировали регуляторы. Руководитель ФАС Максим Шаскольский 24 мая заявил, что ведомство готово поддержать ограничение поставок бензина на экспорт, но такая инициатива должна исходить от Минэнерго.

Министр энергетики Николай Шульгинов в тот же день подтвердил, что Минэнерго готово «в случае необходимости» выйти с таким предложением. О том, что Минэнерго на одном из совещаний с участием нефтяников уже рекомендовало для стабилизации ситуации на топливном рынке приостановить поставки за рубеж бензина и увеличить обязательный минимум по продаже бензина на СПбМТСБ, также сообщал источник «Ведомостей».

Эксперты тогда связывали рост цен на бензин в опте с началом сезона ремонтов на НПЗ, отпусков (что вызывает рост спроса на моторное топливо) и планами правительства по снижению с 1 сентября выплат нефтяным компаниям в рамках демпферного механизма.

При этом, как писали «Ведомости», к концу июня наметился устойчивый тренд на снижение биржевых цен на сжиженные углеводородные газы (СУГ, смесь пропана и бутана) на фоне окончания сезона ремонта на нефтеперерабатывающих предприятиях (см. номер от 28 июня).

По данным Росстата, за неделю с 20 по 26 июня рост цен на бензин зафиксирован в 74 субъектах РФ. Более всего он подорожал в Чеченской республике и Костромской области – на 1,5%, республиках Алтай и Татарстан, Рязанской области – на 1,4%. В Москве за прошедший период цены на бензин выросли на 0,4%, в Санкт-Петербурге – на 0,3%.

Эксперт аналитического центра «ИнфоТЭК» Валерий Андрианов считает повышение нормативов продажи на бирже эффективной мерой снижения цен. Но оно, по мнению эксперта, должно быть более существенным, вплоть до 25%: «Увеличение с 12 до 13% скорее будет иметь чисто психологический эффект».

Аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков добавляет, что повышение биржевых нормативов для стабилизации оптовых цен в первую очередь нужно независимым сетям АЗС, не принадлежащим нефтекомпаниям. Именно им тяжело удерживать цены в рознице при резком росте в опте, что создает риски для экономики такого бизнеса. По количеству АЗС в стране доминируют именно независимые сети, отмечает Юшков, хотя объемы продаж больше у заправок нефтекомпаний. При этом Шульгинов в мае говорил, что валовая маржа АЗС «сохраняется на высоком уровне».

«Было бы нелишним также установить и внутреннее распределение квоты для различных марок бензина. Сегодня на 92-й бензин приходится две трети оптовых продаж, а на 95-й – лишь одна треть. В то же время спрос на них примерно одинаковый, а в ряде регионов больше на 95-й», – считает Андрианов.

При этом введение ограничений (квотирования) объема экспорта нефтепродуктов эксперт считает «несвоевременной мерой». Андрианов указывает на то, что из-за санкций российские компании сейчас и так вынуждены перестраивать свои логистические цепочки на внешних рынках, искать новых потребителей взамен европейских.

«Ведомости» направили запросы в крупнейшие нефтяные компании.

В подготовке статьи участвовал Александр Волобуев

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 03.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики