Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Оптовые цены на бензин не подчиняются воле правительства

Оптовые цены на бензин не подчиняются воле правительства

Ручное управление топливным рынком заходит в очередной тупик

Биржевые цены на российский бензин устанавливают исторические рекорды уже который день подряд. Во вторник тонна бензина Аи-95 продавалась на Петербургской бирже по 66,1 тыс. руб., а тонна Аи-92 по 55,4 тыс. руб. Угрозы федеральных чиновников ограничить экспорт нефтепродуктов в случае подъема внутренних цен, о которых «НГ» писала в начале июля, пока не возымели действия. Особенно заметен рост цен в восточных регионах страны, где цены на бензин растут на 1,5 руб. за литр в неделю. Явным стимулом для подорожания топлива стало ослабление рубля.

Объем торгов нефтью на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в первом полугодии 2023 года вырос в 14 раз по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, продажи нефтепродуктов выросли на 3,2% – до 13,8 млн т. «Свыше четверти основных нефтепродуктов, поставляемых на внутренний рынок России, торгуется на СПбМТСБ. По автобензинам доля продаж составила 23,5% за январь–май, а по дизельному топливу – 27,1%», – сообщила биржа во вторник. Объем реализованного там дизтоплива вырос на 5,6% – до 6,6 млн т, однако продажи бензина «Регуляр-92» снизились на 15,1% – до 2,6 млн т, бензина «Премиум-95» – на 3,7%, до 1,6 млн.

Внутреннему рынку не хватает бензина, который дорожает ускоренными темпами. Биржевая цена 92-го бензина в европейской части России третий торговый день подряд обновляет исторический максимум, в понедельник его стоимость впервые поднялась выше 59 тыс. руб. за тонну, следовало из данных биржи. Предыдущий ценовой максимум был достигнут 7 июля – тогда стоимость Аи-92 достигла 58,9 тыс. руб. Биржевые торги бензинами идут как на американских горках, «сопровождаются высокой волатильностью». Цены еженедельно меняются в пределах 2–3%. За первые полгода 2023 года стоимость бензина на биржевых торгах увеличилась более чем на 50%.

Избыток нефтеперерабатывающих мощностей в России из-за снижения экспорта нефтепродуктов из-за обрушения главного рынка сбыта (Европы) и конкуренция нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) привели к снижению оптовых цен на бензин почти в два раза с февраля 2022 по январь 2023 года (с 30,9 тыс. до 16,4 тыс. руб. за тонну), напоминает финансовый аналитик Павел Рябов (автор Telegram-канала Spydell_finance). Обрушение было настолько значительным, что рублевые оптовые цены на бензин достигали критически низкой границы на уровне 3-го квартала 2009-го и были сопоставимы с 2007 годом, то есть с ценами 15-летней давности. При этом, отмечает эксперт, розничные цены на бензин с февраля 2022-го не изменились – примерно 47,5 руб. за АИ-92 и 52 руб. за АИ-95 (по сравнению с 2009–2010 годами рост составил 2,5 раза).

«Буфер – разница между оптовыми и розничными внутренними ценами – оседал преимущественно на счетах посредников, нефтегазовых компаний, компенсируя провал экспортного рынка», – пишет эксперт. С февраля ситуация с оптовыми ценами начала меняться из-за перераспределения потоков экспорта нефти и нефтепродуктов в Азию и Северную Африку.

Главным инструментом властей для сдерживания внутренних цен на топливо является нефтяной демпфер. По нему компаниям «возвращают» из бюджета деньги за недополученную прибыль от тех объемов, что они не экспортировали, а поставили на внутренний рынок. Таким образом, когда экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет.

В первом полугодии 2023 года бюджет снизил выплаты нефтяным компаниям по топливному демпферу в 2,4 раза, до 542,6 млрд руб., следует из материалов Минфина. В июне нефтяники получили 78,6 млрд против 103,5 млрд в мае (снижение на 24%). По сравнению с июнем 2022 года этот показатель упал в 2,8 раза. В середине июня стало известно, что Минфин предлагает узаконить изменении демпфера, статс-секретарь – замминистра финансов Алексей Сазанов говорил о сокращении демпфера на 50% с 1 сентября.

Рост цен на топливо заметен и в рознице, особенно в восточных регионах страны, где цены на бензин растут на 1,5 руб. за литр в неделю. Все это заставляет власти инициировать запросы в компании, антимонопольная служба говорит о проверках. Но так как окриков главы Минэнерго Николая Шульгинова явно недостаточно, в ход пошла тяжелая артиллерия. 

Вице-премьер Александр Новак поручил Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) проработать квотирование экспорта нефтепродуктов к 3 августа. Кроме того, ведомства должны принять совместный приказ об увеличении нормативов продаж бензина и дизельного топлива на бирже на 1 процентный пункт (сейчас 12%) и дать предложения о возможности дальнейшего увеличения нормативов по бензинам до 15%.

Ручное управление рынком топлива экономисты из РАНХиГС и Института Гайдара называют особенно опасным в условиях «бюджетной шизофрении», когда власти одной рукой увеличивают топливные акцизы, а другой – выплачивают компенсации из дефицитного госбюджета (см. «НГ» от 20.06.23). В 2022 году нефтяные гиганты получили из федеральной казны около 2,2 трлн руб. при общем бюджетном дефиците в 3,35 трлн руб., то есть бюджетная дыра тогда на 65% состояла из доплат правительства нефтяникам. Кроме того, компании неплохо зарабатывают на ослаблении рубля: бюджетные выплаты нефтяным компаниям увеличились в июне для бензина на 31%, а для дизтоплива – на 51%, подсчитали в Reuters. Чем больше финансовые власти девальвируют рубль, тем больше денег получают нефтяные компании (см. «НГ» от 02.07.23).

«Демпферный механизм остается одним из основных сдерживающих факторов для оптовых цен на бензин, однако ожидания по снижению выплат в два раза уменьшают его эффективность. На наш взгляд, в такой ситуации для контроля внутренних цен Минэнерго должно предложить дополнительные меры, такие, как, например, квотирование экспорта», – сказал «НГ» аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман.

«Введение квотирования на экспорт – это неперспективный в стратегическом отношении шаг и прямой удар не только по компаниям, – говорит ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – После таких ограничений на вывоз бензина и солярки могут последовать ограничения на вывоз нафты (легковоспламеняющаяся жидкая углеводородная смесь. – «НГ»), а затем и самой нефти. Компании сократят выручку, снизятся и отчисления в бюджет. В историю с квотированием на долгий период я не верю, этот шаг возможен только в качестве краткосрочного инструмента».

«Российские компании неплохо адаптировались к санкциям и направляют на экспорт большие количества нефти и нефтепродуктов. На этом фоне правительство принимает меры, которые выглядят как увеличение фискального давления на бизнес: нефтяной демпфер сокращается в два раза, значит в таком же масштабе компании недополучат средства от этого механизма с 1 сентября 2023 года. Причем сокращение будет действовать не один год, как объявлялось раньше, а три года. Очевидно, что компании хотят компенсировать эти потери, и один из вариантов – поднятие цен, – поясняет Митрахович. – Не надо забывать, что рынок бензинов у нас олигопольный, тут действует ограниченное количество игроков. Все наши НПЗ находятся в собственности девяти вертикально интегрированных компаний (ВИНК). Да, 40% рынка розничной торговли приходится на независимых продавцов, но они-то получают топливо либо на бирже, либо у тех же ВИНК. Сдерживание розничной цены на уровне не выше инфляции дается им все труднее, и в определенный момент, когда «внутренний жирок» маржи закончится, они могут опять, как это было в прежние годы, прибегать и к нелегальным методам – недоливая или разбодяживая бензин».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 11.07.2023 

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики