Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россию попытались лишить крупнейшего транспортера нефти: танкерам придется менять прописку

Россию попытались лишить крупнейшего транспортера нефти: танкерам придется менять прописку

“Черное золото” будут возить под флагами Монголии и Габона

Индийская фирма Gatik Ship, корабли которой до последнего времени в обход санкций перевозили российскую нефть по морю, в десять раз сократила состав своей армады. Это связано с отказом британских страховщиков выдавать полисы танкерам, уличенным в транспортировке подсанкционного сырья. Правда, экспорт «черного золота» из России от такой потери вряд ли пострадает: суда нашего «теневого флота» встают под флаги других не попадающих под ограничения стран, например, Габона и Монголии, которая даже не имеет выхода к морю.

 

Если в апреле флотилия индийской компании, помогающей Москве в условиях западных санкций перевозить нефть морскими путями, насчитывала 42 танкера, то к июлю в управлении Gatik Ship осталось лишь 4 корабля. Как сообщает Bloomberg, Дели отнюдь не потерял интереса к российскому «черному золоту». Причина более прозаична. В конце мая британское классификационное общество Lloyd's Register лишило сертификации львиную долю индийских судов, заподозренных в перевозке российского сырья, продаваемого затем по цене выше установленного странами G7 предельного «потолка» в $60 за баррель. Тем самым, большинству танкеров Gatik Ship было отказано в выдаче страховых полисов и проверке мореходных качеств, необходимых для получения разрешения входа в международные порты.

«Компания Gatik Ship Management из Мумбаи обратила на себя внимание западных регуляторов в прошлом году, — рассказывает экономист, директор по коммуникациям BitRiver Андрей Лобода. — Считается, что мореходный оператор собрал крепкую эскадру из нескольких десятков танкеров, основным направлением грузоперевозок которых стали российские жидкие углеводороды». Буквально за считанные месяцы Gatik Ship превратилась в крупнейшего транспортера «черного золота» из нашей страны. За один общий рейс фирма обеспечивала перевозку более 30 млн баррелей, которые в основном предназначались индийским покупателям. Сформированная флотилия стала основой так называемого «теневого флота», позволившего нашей стране обходить западные ограничения и сохранить серьезные объемы нефтяного экспорта. Утрата доступа к такой мощному ресурсу может нанести болезненный удар по поставкам российского сырья в Индию, которая начиная с мая закупает рекордные объемы «черного золота» из нашей страны.

Впрочем, оплакивать потерю крупного азиатского рынка сбыта отечественным производителям пока рано. Еще в мае Gatik Ship приняла решение о перерегистрации своих танкеров под флаги других стран. По данным интерактивного онлайн-сервиса Lloyd's List, предоставляющего подробные сведения о перемещении судов, еще в конце мая из его базы данных исчезла информация о 15 кораблях индийской фирмы, застрахованных через классификатора American Club. В свою очередь, как сообщает новостной сервис судоходства TradeWinds, аналогичное число танкеров Gatik Ship пропали из информационной системы британской ассоциации морских страховщиков NorthStandard.

Профильные агентства уже проследили, в каком направлении переместился флот Gatik Ship. Согласно исследованию навигационного портала Vesselfinder, четыре танкера индийского грузоперевозка теперь будут ходить под флагом одной малоизвестной монгольской фирмы, зарегистрированной в Габоне, а еще не менее двадцати танкеров теперь прописаны в портах Габона и прикреплены к судоходному реестру ОАЭ.

По мнению ведущего эксперта Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, скорее всего, Gatik Ship была создана и целенаправленно пополняла флот своих танкеров для транспортировки именно российской нефти. Компания заранее подготовилась к тому, что в связи с наложенными на нашу страну ограничениями будет постоянно попадать под вторичные санкции. «Индийская фирма вряд ли откажется от перевозки российских углеводородов и продолжит игнорировать ценовой «потолок». Ее тактика предельно проста: почувствовав приближение очередных проблем с поставками, она будет просто менять юрисдикцию своих судов, а также флаги, под которыми ходят ее танкеры, и порты, к которым ходят корабли. Западные страны понимают, что загнали себя в сложное положение: с одной стороны, они вынуждены заставлять всех соблюдать введенные ими ограничения, а с другой — осознают, что санкции малоэффективны и не работают так, как задумывалось. Подобная классификационная «чехарда», судя по всему, сохранится и в дальнейшем, поэтому причин для особого беспокойства по поводу снижения поставок российской нефти в ту же Индии пока не наблюдается», — полагает аналитик.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 11.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики