Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Госдуму внесены предложения по корректировке топливного демпфера

В Госдуму внесены предложения по корректировке топливного демпфера

На рассмотрение в Госдуму внесены поправки по налогообложению нефтяной отрасли, в том числе, касающиеся корректировки выплат по топливному демпфера. Об этом заявил статс-секретарь - замминистра финансов Алексей Сазанов.

"Они (поправки) уже в Думе. Вчера их внесли в Думу. Комитет завтра", - цитирует замминистра ТАСС.

Корректировка демпфера предусматривает сокращение выплат на 50%. Предполагается, что новые правила вступят в силу с 1 сентября. Демпферный механизм компенсирует часть разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Нефтяным компаниям деньги выплачиваются из бюджета при превышении экспортными ценами индикативной цены, устанавливаемой государством. И, наоборот, нефтяники платят в бюджет, если экспортные цены ниже индикативных цен, но такое случалось только в 2020 году, когда нефтяные котировки в мире упали до минимальных значений.

В этом году в среднем по демпферу из бюджета нефтяникам уходило от 79 до 109 млрд рублей в месяц. Это в среднем почти в два раза меньше, чем выплаты в прошлом году, но дефицит бюджета превысил уже 3 трлн рублей, поэтому правительство хочет сократить эти расходы.

По мнению большинства экспертов, корректировка демпфера приведет к росту оптовых, а затем и розничных цен на автомобильное топливо.

Как ранее замечал "РГ" глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов, если корректировка произойдет, как планируется, осенью, и будут приняты такие жесткие меры, как озвучивалось, - сокращение выплат на 50%, то цены опять будут расти, в том числе и в рознице. Чудес здесь быть не может.

Как отмечает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов, выплаты по демпферу по итогам первой половины 2023 года и без того снизились на 58% (до 542,6 млрд рублей, по сравнению с прошлым годом). Дальнейшее сокращение субсидий наряду с повышением акцизов неизбежно ударит по маржинальности нефтепереработки, на которую уже повлиял рост транспортных издержек, связанный с разворотом экспорта в Азию и Ближний Восток.

Но поскольку цены на АЗС контролируются государством, которое старается не допустить из роста выше инфляции, то в конечном итоге пострадают заправки. Рентабельности их работы снизится до нуля или уйдет в отрицательную зону, как уже было в 2021 году.

С конца декабря прошлого года бензин на заправках подорожал на 3,1%, чуть выше инфляции - 2,97%. На бирже рост более серьезный, котировки АИ-92 с января выросли почти на 70%, а АИ-95 - на 63%.

Кроме того, в направленных Госдуму поправках предусмотрено увеличение акцизов на бензин и дизтопливо в пределах инфляции в следующие два года, а также перенос льгот по выработанным месторождениям.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики