Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Как Россия может вернуть себе газовый рынок Европы

Как Россия может вернуть себе газовый рынок Европы

В Госдуму внесены предложения по либерализации экспорта сжиженного природного газа (СПГ). Проект поправок в закон об экспорте газа предусматривает разрешение поставок СПГ за границу без привязки к конкретным месторождениям. Пока экспорт возможен только для предприятий, получающих газ с участков, в лицензиях на которые указано, что добыча на них ведется для производства СПГ.

Изменения увеличат инвестиционную привлекательность новых проектов в сфере СПГ и вероятность реализации ранее запланированных заводов по сжижению газа. Если хотя бы часть из них будет запущена, то к 2035 году в соответствии с "Долгосрочной программой развития СПГ" в России может производится около 140 млн тонн СПГ в год (почти 195 млрд кубометров газа), что соизмеримо с нашим экспортом трубопроводного газа в Европу в прошлые годы.

Причем показатели производства СПГ привязаны к крупнейшему инфраструктурному российскому проекту - Северному морскому пути (СМП). Именно СПГ должен обеспечить 64 млн тонн загрузки СМП к 2030 году (весь объем перевозок 150 млн тонн).

Сейчас в России работают два крупнотоннажных завода по производству СПГ: "Ямал СПГ" "Новатэка" проектной мощностью 17,4 млн тонн в год (хотя реальные показатели выше, в 2022 году завод произвел 20 млн тонн СПГ) и проект "Газпрома" - "Сахалин-2" мощностью до 11 млн тонн. 

Отказ от привязки к действующим месторождениям "развяжет руки" практически всем участникам газового рынка, считает доцент Финансового университета при Правительстве РФ, эксперт аналитического центра ИнфоТЭК Валерий Андрианов. Это открывает путь для монетизации газа того же самого "Газпрома", для которого теперь частично закрыт европейский рынок. Кроме того, благодаря отказу от привязки к конкретным месторождениям могут появится принципиально новые проекты. То есть компании смогут перенаправлять свои свободные газовые ресурсы с различных месторождений на заводы по сжижению, нацеленные на внешние рынки. По словам эксперта, целый ряд проектов дожидается такой либерализации.

Например, среди уже запланированных предприятий, не имеющих права на экспорт - "Мурманский СПГ" мощностью 21 млн тонн в год (около 29 млрд кубометров газа), первые две линии которого должны заработать в 2027-2029 году. 

После подрывов "Северных потоков" надежд на возобновление трубопроводного экспорта российского газа в Европу в прежних объемах почти нет. Цел газопровод "Ямал-Европа" через Польшу, но никаких предпосылок для его перезапуска, нет, а мощность составляет всего 33 млрд кубометров. Транзит через Украину еще чудом сохраняется, но его объемы 10% от пропускной мощности. Остается только наращивать экспорт СПГ.

По мнению ведущего аналитика "Открытие Инвестиции" Андрея Кочеткова, быстрого эффекта от изменения законодательства по экспорту СПГ не будет. Но данная мера открывает путь к созданию СПГ-проектов меньшего масштаба. В частности, можно ожидать подключения к производству СПГ компаний "Сургутнефтегаз" и "ЛУКОЙЛ". В целом, при сокращении возможностей поставок трубопроводного газа развитие СПГ отрасли становится приоритетным, так как это позволяет не зависеть от конкретных рынков сбыта, считает эксперт.

Еще более сдержано высказывается замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, который отмечает, что законодательная инициатива напрямую затрагивает пока только "Мурманский СПГ" и возможно действующий среднетоннажный завод "Криогаз-Высоцк" (экспортирует СПГ через "Газпром экспорт"). Это, что называется, штучный товар и какого-то массового притока инвестиций в отрасль от данной либерализации ожидать не приходится, считает Гривач.

С его точки зрения, важно, что в отличие от трубопроводного газа, СПГ имеет фискальные льготы, которые радикально снижают или даже почти обнуляют доходы бюджета от его экспорта. Поэтому заменить трубопроводный экспорт газа поставками за границу СПГ не получится.

Иного мнения придерживается Андрианов. Развитие поставок СПГ позволило бы фактически удержать российский газовый экспорт, особенно, учитывая, что трубопроводные поставки перенаправляются в Китай и Турцию, поясняет он.

Всего до 2040 года в России запланировано строительство 15 заводов СПГ, находящихся в разной степени реализации, от презентаций и проектов на бумаге до уже строящихся объектов. Их совокупная мощность более 150 млн тонн в год (209 млрд кубометров газа).

Но не стоит ожидать, что газовая промышленность в короткие сроки восстановит свою роль крупнейшего донора бюджета, говорит Андрианов. Льготы для производителей сжиженного газа дают стимулы для развития отрасли СПГ. В перспективе, когда новые СПГ-проекты прочно встанут на ноги, возможен пересмотр параметров налогообложения. Для "старых" СПГ-проектов налоговая нагрузка уже растет - в прошлом году налог на прибыль для них был повышен с 20% до 34%. Видимо, аналогичная стратегия - сначала стимулирование, потом увеличение налогового бремени - будет применяться и к новым проектам, уточняет эксперт.

Кроме того, в условиях ограниченного импорта технологий для производства СПГ российские компании будут использовать отечественное оборудование, отмечает Кочетков. Поэтому либерализация экспортных условий для СПГ не только послужит созданию новых проектов по производству, но и затронет соответствующие промышленные мощности.

В пояснительной записке к законопроекту сказано, что развитие СПГ-проектов создает серьезные стимулы для развития смежных отраслей по стратегически важным направлениям, включая производство криогенного оборудования, судостроения и внедрение новых технологий в газовой отрасли.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 17.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики