Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бензин по осени считают. Цены на АЗС повторят рекорды с биржи в сентябре

Бензин по осени считают. Цены на АЗС повторят рекорды с биржи в сентябре

Цена бензина АИ-92 девятый день подряд бьет рекорды на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже — впервые в истории тонна этого топлива стоит больше 61 тысячи рублей. Всего за день бензин подорожал на 1,26%, но цены на заправках не спешат следовать за биржевыми котировками. Если ситуация на торгах не поменяется, АЗС поднимут цены для населения, но не раньше осени, рассказали aif.ru эксперты.

Как взлет цены бензина на бирже отразится на АЗС

Хотя рекорд на бирже снова обновился, автовладельцы при посещении заправок этого не заметят, там цены растут на уровне текущей инфляции, поскольку правительство следит за ситуацией на АЗС и при необходимости вмешивается, объяснил директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.

«На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже продаются относительно небольшие объемы топлива, а его большая часть продается по прямым договорам между отраслевыми предприятиями. Поэтому розничные цены не повторяют ни биржевые, ни оптовые. Можно сказать, что цены на бирже живут своей отдельной жизнью, и их динамика прямо не влияет на розницу», — сказал эксперт.

В конце июня вице-премьер Александр Новак провел совещание по ситуации на рынке топлива, где призвал нефтяников отдавать приоритет поставкам бензина на внутренний рынок, даже в тех случаях, когда экспорт выгоднее. Также вице-премьер поручил проработать вопрос увеличения минимального норматива продаж бензина в РФ через биржу в случае резкого роста цен. 

Когда цены на топливо вырастут

Хотя прямого и немедленного влияния на розничные цены колебания на бирже не оказывают, устойчивое подорожание бензина может вынудить владельцев АЗС поднять цены, считает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, научный сотрудник Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

«Есть достаточно продолжительный временной лаг между тем, что происходит на бирже, и тем — что на заправках. На заправках рост цен сдерживается административным путем. Кроме того, те заправки, которые входят в состав крупных нефтяных компаний, могут какое-то время продавать бензин дешевле за счет доходов от экспорта», — рассказал Станислав Митрахович.

Однако на российском рынка велика доля независимых автозаправок, через которые продается около 40% всего топлива. Они покупают топливо либо на бирже, либо по договорам с нефтяными компаниями.

«Независимые АЗС вынуждены покупать по растущей цене, а продавать по рыночной, которая остается примерно на одном уровне. В целом по регионам пока цены на заправках не растут. Но долго так эти АЗС не продержатся, им либо придется поднимать цены, либо уходить с рынка», — отметил он. 

Также свой вклад в возможное увеличение цен на розничном рынке топлива могут внести планы Минфина сократить с 1 сентября выплаты нефтекомпаниям по механизму демпфера, благодаря которому поддерживается стабильность на заправках, добавил Станислав Митрахович.

«Говоря простым языком, это увеличение сборов с нефтяных компаний. Баланс между ними и государством меняется в пользу бюджета, и они могут попытаться в ответ увеличить цены для населения. Так что ситуация с топливом непростая, но до осени роста скорее всего не будет. Все эти процессы сказываются на АЗС спустя скорее месяцы, чем недели», — заключил эксперт.

Автор: Сергей Болотов

Источник: АиФ, 18.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики