Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российскую нефть запретили поставлять в европейские порты: как пострадает бюджет

Российскую нефть запретили поставлять в европейские порты: как пострадает бюджет

Новые сырьевые санкции вступили в силу

С 24 июля вступили в силу содержащиеся в 11-м пакете санкций ЕС новые ограничения в отношении экспорта российской нефти. С этого дня танкерам, подозреваемым в перевалке углеводородов из нашей страны в нейтральных водах, а также судам, перевозящим сырье для покупателей, согласных платить за «черное золото» выше ценового потолка в $60 за баррель, запрещено заходить в западные порты. Существует риск, что очередной удар по нашей добывающей отрасли еще больше снизит доходы России от продажи нефти за рубеж, упавшие в июне до минимума.

Согласно официальным документам Евросоюза, доступ к портам континента потеряют танкеры, переваливающие российскую нефть с «борта на борт» в открытом море вблизи какой-либо европейской гавани. Аналогичные отказы получат капитаны, намеренно отключающие навигационные системы своих судов для препятствия определения первоначальной точки отправки углеводородов. Также к портовым терминалам не будут допускаться корабли, заподозренные в перевозке российской нефти для последующей продажи по ценам выше установленного Западом «потолка» в $60 за баррель.

За счет новых мер Европа намерена еще больше снизить объемы экспорта российского сырья, отправляемого за рубеж в обход ранее выдвинутых против нашей страны санкций. Перечисленные способы экспорта позволяют отечественным поставщикам по сей день использовать любые возможные лазейки для поддержки экспортных продаж «черного золота». После перевалки нефти в нейтральных водах на борт танкеров, совершающих рейсы под флагом независимого государства, не подвергнутого санкционному прессингу, становится затруднительно определить «гражданство» энергоресурсов, так как принадлежность сырья к России доказать уже практически невозможно. В таком случае, европейские структуры теряют право полностью остановить или частично заблокировать отгрузку сырья в свою инфраструктуру. По мнению экспертов Wall Street Journal, путем подобных маневров «Россия одержала победу» в борьбе с западными рестрикциями, поскольку разработанные комбинации позволяют позволяют продавать углеводороды выше установленного Западом ценового потолка.

Между тем, складывающаяся ситуация с зарубежными продажами российских энергоресурсов далека от оптимальной. Первая половина 2023 года оказалась провальной для нефтяного экспорта нашей страны. Доходы от продажи сырья за рубеж по сравнению с аналогичными прошлогодними результатами упали более чем в полтора раза. Самым плачевным оказался июнь, когда выручка от экспорта «черного золота» снизилась до $11,8 млрд. За первые шесть месяцев 2022-го аналогичные доходы превышали $22 млрд.

Как полагает директор по коммуникациям BitRiver, экономист Андрей Лобода, в дальнейшем ситуация с нефтяным экспортом России рискует ухудшиться. Требования 11-го пакета ЕС могут «испугать» судовладельцев, продолжающих сотрудничать с отечественными поставщиками: они либо повысят тарифы за транспортировку энергоресурсов, либо вовсе откажут российским компаниям в своих услугах. «Вполне вероятно, что сырьевые доходы нашей страны еще не достигли своего «дна»: азиатские импортеры на фоне очередных западных ограничений, скорее всего, попытаются повысить дисконт на сырье, сократившийся в мае-июне до $4-8 за «бочку», — предупреждает аналитик. — Отечественные поставщики в сложившихся условиях растеряли аргументы для дискуссии, поскольку не располагают альтернативными рынками для сбыта крупных партий сырья, кроме восточных государств».

Вместе с тем, по мнению ведущего эксперта Фонда национальной энергобезопасности Игоря Юшкова, еще рано считать убытки. Остается надежда, что второе полугодие 2023-го принесет гораздо большую прибыль, чем первые шесть месяцев. Ряд заметных уже сейчас фундаментальных факторов свидетельствует о повышении мирового спроса на углеводороды: к примеру, китайская экономика, отменившая вызванные пандемией коронавируса ограничения, потребует больших объемов энергоресурсов. Остальные азиатские импортеры, также заинтересованные в российском сырье, вряд ли откажутся от закупок в нашей стране, поскольку так или иначе такие сделки будут проводиться по самым выгодным ценам.

«В свою очередь, сформированный за последний год так называемый «теневой флот» России, мощности которого позволяют обходить западные санкции, продолжит успешно функционировать, — уверен Юшков. — Судовладельцы успели подготовиться к новым претензиям Запада. В частности, индийская фирма Gatik Ship, которой было отказано в страховании танкеров, начала перерегистрировать свои суда в «третьих» странах, таких как Габон или Монголия, на которые не распространяются санкции. Постоянная смена юрисдикции позволит и в будущем осуществлять доставку нефти морскими путями без опасения нарваться на европейские запреты».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 24.07.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики