Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рост цен на бензин остановят ограничением его экспорта

Рост цен на бензин остановят ограничением его экспорта

Для сдерживания роста цен на бензин в России собираются ограничить число его экспортеров. Инициативу Минэнерго поддержал вице-премьер Александр Новак на совещании по ситуации на рынке нефтепродуктов. Новак также поручил ФАС и Минэнерго продолжить работу с нефтяными компаниями по увеличению объемов продаж нефтепродуктов на внутреннем рынке, в том числе на бирже.

Ожидается, что экспорт продолжат крупные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), а ограничения коснутся средних и мелких игроков, в первую очередь мини-НПЗ и нефтяные базы, которые перепродавали на экспорт купленный в России бензин.

Схема предельно проста и выгодна. На российском рынке покупается бензин, который значительно дешевле, чем за границей, и отправляется на экспорт. При этом дешевле этот бензин благодаря демпферу. Это механизм компенсации части разницы между экспортными ценами на нефтепродукты и внутренними. Нефтяным компаниям деньги выплачиваются из бюджета при превышении экспортными ценами индикативной цены, устанавливаемой государством, если топливо поставляется на внутренний рынок. Но в нашем случае топливо на внутренний рынок не попало, а было отправлено на экспорт для получения сверхприбыли. В результате бюджет несет дополнительную нагрузку, а внутренний рынок лишается этих объемов топлива, из-за чего растут цены в опте и в рознице.

Крупные компании в основном поставляют бензин на внутренний рынок

Как отмечает, глава Фонда энергетической безопасности Константин Симонов, в целом в стране сейчас на экспорт уходит до 20% от объемов производства бензина. Причем крупные компании в основном его поставляют на внутренний рынок. У «Роснефти» и ЛУКОЙЛа этот показатель доходит до 90%.

С начала года биржевые цены на бензин Аи-92 выросли на 71%, а на Аи-95 — на 61%, обновив все мыслимые рекорды. Причем после сообщений об ограничении экспорта 25 июля, впервые за долгое время, котировки немного опустились. В рознице рост цен в среднем составил 3,6%, но произошел он за неполных три месяца и успел немного обогнать инфляцию.

В свете такого роста цен решение правительства выглядит вполне логичным. Но за период январь — июнь 2023 года производство автомобильных бензинов составило порядка 20,7 млн тонн. Если представить, что от объемов производства бензина мы экспортировали 20%, то речь идет о 4,1 млн тонн. При этом, по данным РЖД, экспорт бензинов с независимых нефтебаз и мини-НПЗ за тот же период составил 177 тыс. тонн. То есть речь идет о 4,3% экспорта и 0,85% от производства. Едва ли такие объемы способны серьезно повлиять на рынок.

Для средних и малых игроков экспорт — возможность получить более высокую прибыль, поясняет Симонов. Запрет экспорта нанесет по ним сильный удар, а вот влияния на внутренние цены будет минимальным. По факту сейчас получается, что мы нерыночными способами пытаемся помочь рынку.

С этим согласна ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова, которая считает, что ограничения экспорта не сработают в пользу покупателей. Сильно повлиять на снижение цен на внутреннем рынке такие объемы не смогут, зато независимой нефтепереработке будет нанесен сильный удар. Возможно, что многие мини-НПЗ после такого запрета вообще уйдут с рынка.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 25.07.2023

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики