Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Оптовые цены на бензин достигли нового рекорда

Оптовые цены на бензин достигли нового рекорда

Биржевые цены на бензин АИ-92 превысили 65 тыс. руб. за т, но затем снизились

Цены на АИ-92 в ходе торгов на бирже 25 июля впервые превысили 65 тыс. руб. за т, но затем начали резко снижаться. Накануне вице-премьер Александр Новак, Минэнерго и ФАС анонсировали меры по стабилизации оптовых цен на топливо

Биржевая цена на бензин марки «Регуляр-92» в европейской части России на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) в ходе торгов 25 июля впервые достигла 65,165 тыс. руб. за т (в 11:02 мск). Стоимость «Премиум-95», наоборот, с самого начала торгов начала падать. Однако к 11:34 мск цена на АИ-92 также резко упала по сравнению с закрытием 24 июля на 1,45%, до 63,938 тыс. руб. за т, а АИ-95 — на 1,16%, до 69,111 тыс. руб. за т.

21 июля Госдума приняла поправки в Налоговый кодекс в третьем, окончательном чтении, в рамках которых компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (демпфер) будут сокращены вдвое с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц с 1 сентября. Глава Минфина Антон Силуанов анонсировал такую корректировку демпфера еще в конце апреля. С тех пор биржевые цены на АИ-92 выросли более чем на 30%, а АИ-95 — на 23%, следует из данных биржевых торгов.

Последние недели цены в рознице продолжают расти вслед за оптовыми. По данным Росстата на 18 июля, с конца декабря 2022 года накопленный рост цен за бензин (3,6%) превысил общую накопленную инфляцию с начала 2023 года (3,15%). По данным Московской топливной ассоциации, за 17–24 июля стоимость АИ-92 и АИ-95 на АЗС Москвы в среднем выросла на 32 коп.: до 49,7 и 55,03 руб. за литр.

Вице-премьер Александр Новак на прошлой неделе заявил, что в ближайшее время несколько нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) выйдут из ремонтов, что позволит увеличить объем реализации топлива на бирже. К тому же, по его словам, некоторые НПЗ уже перенесли ремонты на более дальний период. А Федеральная антимонопольная служба (ФАС) еще в июне объявила о том, что прорабатывает возможность повышения обязательного норматива продаж на бирже для нефтепродуктов. 14 июля в Минэнерго заявили, что совместно с ФАС уже разработали документы для увеличения обязательного норматива продаж на 1 п.п., с 12 до 13% от производства НПЗ. Новые нормативы начнут действовать с 1 сентября.

Новак также сказал, что правительство прорабатывает новые меры по стабилизации биржевых цен, включая введение квот на экспорт нефтепродуктов. При этом власти не планируют вводить заградительную экспортную пошлину, добавил он: «Потому что это системная вещь. От нее уходили, неправильно будет возвращаться».

Накануне газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что правительство обсуждает ограничение числа экспортеров бензина, чтобы можно было бороться с серым экспортом. «Составление списка экспортеров — это одна из рассматриваемых мер. Минэнерго и дальше будет работать над пресечением схем серого экспорта», — заявили РБК 24 июля в пресс-службе Минэнерго.

Оптовые цены на бензин в последние недели росли на фоне увеличения экспортной альтернативы, вызванной как ростом цены на нефть, так и ослаблением рубля, и принятием поправок в Налоговый кодекс, предусматривающих снижение демпфера вдвое, отмечает старший аналитик инвестбанка «Синара» Кирилл Бахтин. У роста цен на бензин две основные причины: уменьшение топливного демпфера и наличие более выгодной экспортной альтернативы, поскольку рубль существенно снизился к доллару, а бензин в других странах стоит в целом значительно дороже, чем в России, соглашается ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета Станислав Митрахович.

По мнению Бахтина, правительство пока не делает активных шагов, ожидая, что в ближайшее время закончатся ремонты НПЗ и первичные мощности нефтепереработки вырастут. Плюс добровольное снижение экспорта нефти из России на дополнительные 0,5 млн барр. в сутки 1 августа, которое анонсировал Новак, будет в существенной мере компенсировано ростом производства нефтепродуктов, указывает он.

Автор: Георгий Смирнов

Источник: РБК, 25.07.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики