Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Ставки долгосрочной аренды цистерн в 2023 году вырастут на 30%

Ставки долгосрочной аренды цистерн в 2023 году вырастут на 30%

Это ставит под угрозу доступность топлива и сроки его поставок

Ставки долгосрочной аренды нефтеналивных цистерн в России к IV кварталу 2023 г. вырастут в среднем на 30% до 2344 руб. за вагон в сутки в годовом выражении и на 25% по сравнению с I кварталом 2023 г. Это следует из исследования агентства Infoline, с которым ознакомились «Ведомости».

Во II квартале ставки по долгосрочной аренде цистерн уже выросли на 14% к I кварталу и на 30% в годовом выражении до 2049 руб. в сутки за вагон. По прогнозу Infoline, в III квартале ставки увеличатся на 9% к предыдущему кварталу и на 34% год к году до 2250 руб.

По данным Информационного центра операторов (ИЦО, анализирует рынок грузовых вагонов на основе данных операторов), во II квартале 2023 г. ставки на цистерны выросли на 8% к предыдущему кварталу. Как указывает ИЦО, это связано с инфраструктурными ограничениями, задержками с подводом танкеров к портам и естественным выбытием парка цистерн.

Цена аренды цистерн растет в условиях роста задействованного в перевозках парка из-за ухудшения ситуации на сети РЖД, говорится в исследовании Infoline. Проблемы с загруженностью сети, по мнению экспертов Infoline, связаны с пропускной способностью на Восточном полигоне (БАМ и Транссиб) и перегруженностью инфраструктуры на юге России, где не работают аэропорты и растут перевозки специальных и военных грузов.

На рост цен также повлияло сокращение работающего в России зарубежного парка. Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров объясняет, что это происходит в том числе за счет казахстанских компаний. «В условиях переориентации перевозок нефти Каспийского трубопроводного консорциума на альтернативные направления очень вырос спрос [на цистерны], и ставки там на 25–30% выше, чем в России», – уточнил он.

В 2024 г. рост ставок продолжится, следует из данных Infoline. Так, в I квартале средняя цена за аренду цистерны составит 2400 руб. в сутки (+25% к январю – марту 2023 г.), во II квартале – 2466 руб. (+17% год к году), в III квартале – 2516 руб., в четвертом – 2600 руб. в сутки.

ИЦО также прогнозирует рост ставок на цистерны во втором полугодии 2023 г. При этом наиболее значительная динамика будет в III квартале, по мнению экспертов: цены увеличатся до 10% ко II кварталу, в IV квартале рост составит 5% к предыдущему кварталу. По данным ИЦО, более 80% парка цистерн задействовано в перевозках по долгосрочным контрактам.

Цистерны – не единственный тип вагонов, ставки аренды которых продолжают расти. Похожая ситуация наблюдается с арендой полувагонов, фитинговых платформ для перевозок контейнеров, а также хопперов (для перевозки сыпучих грузов). К концу года ставки аренды на эти виды подвижного состава могут увеличиться на 18–27% («Ведомости» писали об этом 6 апреля).

Ставки аренды цистерн растут даже в условиях локального сокращения перевозок, указывает Infoline. Перевозки нефти и нефтепродуктов по сети РЖД за первое полугодие 2023 г. снизились на 1,4% до 105,5 млн т.

По данным Росстата, производство бензина в России в январе – мае (последние актуальные данные) выросло на 5% к уровню аналогичного периода 2022 г. до 18,1 млн т, но в мае снизилось на 1% к маю прошлого года и на 2% к апрелю этого года до 3,5 млн т. Выпуск дизтоплива увеличился в январе – мае на 8% до 36,7 млн т, в мае производство выросло на 3% к маю 2022 г. до 6,9 млн т, но к апрелю этого года снизилось на 5,5%. Производство мазута за пять месяцев выросло на 4% до 17,9 млн т, в мае оно составило 3,2 млн т, что на 6% больше показателя мая 2022 г. и на 12% меньше показателя апреля 2023 г.

Рост ставок аренды – прямое отражение роста периода оборота вагонов и увеличения расходов на содержание парка, говорит представитель ИЦО. Ранее операторы говорили о негативном влиянии роста срока оборота вагона на свою деятельность («Ведомости» писали об этом 25 мая 2023 г.). Член правления оператора Railgo (перевозят нефть и нефтепродукты) Олег Яценко отмечал, что это ведет к срыву сроков по вывозу продукции и к потерям заказчиков. Нефтяные компании, по словам Яценко, не могут вывезти свою продукцию и реализовать ее, что вынуждает их искать дополнительные вагоны.

Управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин отмечает, что, в случае если рост ставок продолжится до 2200–2400 руб., могут возникнуть риски снижения доступности топлива в отдельных регионах. При этом для экспортных направлений ситуация не так критична, добавляет Гришунин. По его словам, рост ставок аренды вносит вклад в рост цен на оптовом рынке нефтепродуктов.

11 июля стоимость бензина Аи-92 на бирже СПбМТСБ достигла нового исторического максимума в 59 441 руб./т. Цена Аи-95 обновила максимум 15 июня – 67 385 руб./т, к 11 июля цена снизилась на 2% до 66 096 руб./т.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков отмечает, что восточное направление поставок нефти и нефтепродуктов по железной дороге (БАМ и Транссиб) стало особо актуальным на фоне антироссийских санкций. Но сейчас, по словам эксперта, Восточный полигон «забит углем», поэтому перевозки цистерн идут медленно, а стоимость их аренды растет. По мнению Юшкова, ситуация не улучшится в ближайшие годы, пока не произойдет «радикальный рост» пропускной способности БАМа и Транссиба (о текущей ситуации с модернизацией Восточного полигона «Ведомости» писали 11 июля). В текущих условиях нефтяным компаниям более выгодно экспортировать грузы через западные порты, добавляет эксперт.

Президент НИЦ «Перевозки и инфраструктура» Павел Иванкин напоминает, что для грузоотправителей рост ставок аренды увеличивает транспортные расходы. Он также указывает на то, что ставки продолжат расти из-за локального дефицита цистерн. «В таких условиях операторы вынуждены закупать новые вагоны, цены на которые также выросли», – добавляет он.

За январь – май 2023 г. парк нефтебензиновых цистерн в России вырос на 4900 вагонов (+2,6%), отмечает замгендиректора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. Он уточнил, что обновление парка активизировалось из-за роста периода оборота цистерн более чем на двое суток в течение первых пяти месяцев 2023 г. и истечения срока службы парка.

«Ведомости» направили запросы в пресс-службы операторов цистерн, нефтедобывающих компаний, а также в Минэнерго.

После публикации заметки представитель РЖД заявил «Ведомостям», что замедление оборота вагонов связано с увеличением средней дальности перевозок, а также с простоями, не связанными с ответственностью РЖД, – прежде всего при нахождении вагонов под погрузкой и в ожидании выгрузки в портах и на нефтебазах.

Авторы: Арина Литова, Василий Милькин

Источник: Ведомости, 12.07.2023 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики