Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Нефтекомпании в июле получили рекордные выплаты по демпферу из бюджета

Нефтекомпании в июле получили рекордные выплаты по демпферу из бюджета

Это произошло из-за подорожания нефти и сезонного роста спроса на топливо

Выплаты нефтеперерабатывающим заводам из бюджета в рамках демпферного механизма в июле 2023 г. стали максимальными с начала года, следует из данных Минфина. Они составили 110,4 млрд руб. против 78,6 млрд в июне (+40%). По сравнению с июлем 2022 г. объем выплат упал в 2,2 раза. За январь – июль этого года нефтяники получили из бюджета в общей сложности 653 млрд руб., что в 2,3 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Основная цель демпфирующего механизма – сдерживание роста цен на моторное топливо внутри России. Он предусматривает, что при более высоких экспортных ценах на нефтепродукты по сравнению с условными внутренними (каждый год устанавливается определенный уровень) НПЗ получают выплаты из бюджета. Это позволяет компаниям компенсировать недополученную выгоду и продолжать поставлять топливо на внутренний рынок. В обратной ситуации уже сами нефтяные компании должны делать отчисления в бюджет.

В 2022 г. на фоне усиления санкций и объявления об эмбарго на импорт топлива из России в ЕС экспортные цены на нефтепродукты резко выросли. В результате российские компании получили рекордные выплаты по демпферу – 2,2 трлн руб., в 3,2 раза больше, чем в 2021 г.

В 2023 г. снижение общего размера выплат связано в том числе с корректировкой налогового законодательства. Осенью 2022 г. в формулу расчета демпфера на бензин ввели скидку на нефть марки Urals по отношению к эталонной Brent в $20/барр. С 1 апреля 2023 г. формулу изменили еще раз: дисконт был увеличен до $25/барр., к размеру дисконта также привязали и расчет демпферных выплат за дизтопливо. По оценкам «Петромаркета», это привело к снижению общего объема средств, которые получили производители нефтепродуктов в апреле 2023 г., на 26,5 млрд руб., передавал «Интерфакс».

В конце апреля 2023 г. министр финансов Антон Силуанов заявил, что Минфин снова планирует сократить выплаты по топливному демпферу. На этот раз в формулу добавили коэффициент, который должен снизить их вдвое. По оценкам Минфина, это позволит бюджету экономить около 30 млрд руб. ежемесячно. По словам Силуанова, сейчас эти отчисления «идут в маржу переработчиков нефти», что нужно прекратить. Новая формула демпфера заработает с 1 сентября этого года.

Выплаты по топливному демпферу выросли в июле на фоне роста мировых цен на нефть, сокращения дисконта на Urals, а также сезонного увеличения спроса на топливо на внутреннем рынке, поясняет ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Рост цен на нефть в мире и девальвация рубля в совокупности сделали экспорт нефтепродуктов более выгодным, чем продажи на внутреннем рынке, добавил старший аналитик «БКС Мир инвестиций» Рональд Смит.

Юшков напоминает, что в прошлом месяце, по данным Минфина, средняя стоимость Urals впервые за этот год превысила потолок в $60 и составила $64,37/барр. При этом котировки Brent в июле росли до $85/барр. впервые с апреля этого года. На 3 августа Brent торгуется по $84,28/барр.

В августе выплаты нефтяникам из бюджета могут также быть достаточно высокими – их размер будет зависеть от мировых цен на нефть и дисконта на Urals, добавляет Юшков.

В последние месяцы власти в РФ активно пытаются остановить рост оптовых цен на бензин. С 10 апреля по 24 июля этого года стоимость АИ-92 на бирже СПбМТСБ выросла на 41% и достигла максимума в 64 879 руб./т, цена АИ-95 – на 35,8% до пиковых 69 925 руб./т. Рост цен понемногу транслировался в розницу: по данным Росстата, с 24 по 31 июля стоимость литра АИ-92 и АИ-95 увеличилась на 0,5% до 49,44 и 53,97 руб. соответственно.

На этом фоне Минэнерго, ФАС и вице-премьер Александр Новак начали прорабатывать меры по снижению оптовых цен на внутреннем рынке. В частности, 2 августа было подписано постановление об увеличении норматива биржевых торгов бензином и дизелем на 1 п. п. до 13 и 9,5% соответственно. Также ведомства рассматривают квотирование экспорта нефтепродуктов и создание перечня белых экспортеров топлива.

Автор: Дарья Савенкова

Источник: Ведомости, 03.08.2023


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики